Год минора для мажоров

Чем автомобилистам запомнился 2016 год

Дмитрий Крылов
Shutterstock
Радикальная борьба с мажорами-лихачами, ряд громких аварий, кризис на авторынке и появление нового самого популярного в мире телевизионного шоу на автотематику — «Газета.Ru» подводит автомобильные итоги уходящего года.

Мажоры-нарушители

Без сомнения, в 2016 году представители так называемой «золотой молодежи» на элитных иномарках хулиганили на дорогах как никогда прежде. И это стало поводом для беспрецедентной борьбы с подобными нарушениями.

Самый громкий скандал разгорелся в конце мая вокруг сына вице-президента «ЛУКойла» Руслана Шамсуарова: на Mercedеs G63 AMG он и его друзья уходили от преследования сотрудниками ГИБДД, ведя прямую трансляцию погони в интернете, позволяя себе дерзкие и оскорбительные высказывания в адрес полицейских. Выходка закончилась для компании уголовным делом. Шамсуарова и его товарища Виктора Ускова признали в итоге виновными только в публичном оскорблении сотрудников полиции, а по более серьезной статье «Создание угрозы жизни полицейских» суд «мажоров» оправдал. Водителя иномарки Абдувахоба Маджидова и вовсе признали невиновным по всем уголовным статьям. Все трое отсидели по 15 суток за административные правонарушения — неповиновение законным требованиям сотрудников полиции.

Впрочем, расслабляться фигурантам громкого дела пока рано — прокуратура настаивает на отмене приговора и будет добиваться реального лишения свободы для любителей быстрой езды.

Еще один скандал развернулся вокруг участницы этого же заезда — Мары Багдасарян.

Безработная дочь «колбасного короля» Эльмара Багдасаряна была пассажиром в Gelandewagen Шамсуарова и стала единственной из компании, кто избежал уголовного преследования.

Правда, 10 суток административного ареста она, как и ее друзья, все же получила. Спустя несколько месяцев после гонок на Gelandewagen Багдасарян вновь привлекла внимание полицейских из-за десятков не оплаченных вовремя штрафов за превышение скорости. В итоге за уклонение от уплаты штрафов Багдасарян получила почти месяц ареста, около 200 тыс. руб. штрафа, а также почти 600 часов обязательных работ.

В первый день нового года Багдасарян должна сменить дизайнерские наряды на униформу дворника и приступить к подметанию улиц.

Немало шума наделал и заезд юных чекистов на кортеже из нескольких десятков Mercedes Gelandewagen по Москве. Выпускники академии ФСБ решили таким образом отметить окончание элитного вуза. После того как видеозапись с VIP-заездом оказалась в интернете, выпускников в наказание за такое неподобающее поведение решили отправить служить в отдаленные регионы России.

Кроме того, в течение года полицейские разбирались с Ариной Михальцовой, которая гоняла на Lamborghinui Gallardo с номером «666» по Кутузовскому проспекту, а также ловили юного сына смотрительницы Третьяковской галереи Кирилла Романова, который решил покататься по пешеходной зоне парка «Музеон» рядом с ЦДХ, где работает мать, и выложить запись заезда в интернет.

Резонансные ДТП

За минувший год в России произошло несколько ДТП, получивших широкий резонанс по всей стране.

В апреле на Кузбассе бывший глава ГИБДД региона Юрий Мовшин протаранил на своем Toyota Land Cruiser автомобиль, в котором помимо водителя находились четыре девушки — все они погибли.

Мовшин, который выполнял обгон на двухполосной трассе в неположенном месте, вину в аварии не признал. Расследованием резонансного ДТП занялась независимая комиссия, а защищать бывшего высокопоставленного гаишника вызвался звездный адвокат из Москвы Сергей Жорин. До суда уголовное дело по факту ДТП пока так и не дошло.

Одна из прогремевших на всю страну аварий произошла в Чечне — в сентябре в ходе мотопробега там погиб экс-командир спецназа ФСБ «Альфа» Юрий Торшин, который был советником Рамзана Кадырова и курировал подготовку местных спецназовцев. Ехавший без шлема и защиты Торшин после резкого торможения упал с байка, после чего в него врезался ехавший вплотную следом на трехколесном мотоцикле глава охраны Рамзана Кадырова полковник Абузайд Висмурадов, имеющий позывной «Патриот». Местные силовики не спешили начинать расследование трагедии, и было ли проведено хоть какое-то разбирательство, достоверно неизвестно.

Последняя громкая авария в этом году произошла уже не в России — внучка известного российского предпринимателя Платона Лебедева погибла в Швейцарии. Кроссовер BMW, в котором ехала 19-летняя Диана Лебедева вместе с приятелем, упал в озеро c моста. Авария вызвала широкий резонанс не столько в Швейцарии, сколько на родине девушки, где она считалась яркой представительницей светской тусовки.

Нельзя не вспомнить и несколько ДТП с участием автобусов с детьми. Самая серьезная из них произошла в начале декабря на трассе в Ханты-Мансийском автономном округе.

В столкновении грузовика с автобусом погибли 12 человек, в том числе 10 детей в возрасте от 12 до 14 лет.

В рамках возбужденного уголовного дела под арестом оказались сразу четыре человека: водители грузовика и автобуса, представитель компании-перевозчика, а также директор спортшколы, где занимались погибшие дети. Саму спортшколу зачем-то закрыли. Чиновники же стали наперебой предлагать всевозможные ужесточения для перевозчиков, работающих с детьми.

Смертность на дорогах снизилась

В 2016 году Россия приблизилась к уникальному достижению в области дорожной безопасности. В этом году практически наверняка показатели смертности в ДТП станут самыми низкими за всю новейшую историю страны. Так, по данным ГИБДД, с января по ноябрь в дорожных происшествиях погибли 18,5 тыс. человек. По итогам года этот показатель предположительно составит порядка 20 тыс. Десять лет назад эта цифра было почти вдвое больше. По данным исследователей, такие низкие показатели фиксировались последний раз в 1970-х годах XX века.

В то же время уже в 2016 году правительству удалось заблаговременно выполнить план по снижению смертности в ДТП, рассчитанный на 2020 год.

Глубокий кризис авторынка

Продажи новых автомобилей в 2016 году опустились до минимума, а до этого падали в течение трех лет. Из-за экономического кризиса производители регулярно поднимали цены на машины, снижая и без того слабый интерес потребителей к новым авто. Официальные итоги года на авторынке будут подводиться только в середине января, но уже сейчас можно предположить, что объем авторынка окажется на уровне 1,5 млн единиц. До кризиса, в 2012-м и 2013-м, продавалось почти 3 млн машин — вдвое больше.

Запомнится 2016-й и фиаско устроителей Московского международного автосалона. На фоне кризиса в очередном ММАС отметилось рекордно низкое количество автомобильных брендов — автопроизводители жаловались на завышенные цены на аренду площадей и один за другим отказывались от участия в выставке. В итоге список участников был сведен лишь к нескольким крупным маркам и представителям китайского автопрома, продукция которого не пользуется в России широкой популярностью.

Пожалуй, одним из наиболее значимых событий на авторынке стало назначение Николя Мора новым главой «АвтоВАЗа».

Француз сменил на посту колоритного Бу Андерссона, который прославился своей любовью к чистым туалетам на производстве и, конечно же, запуском новых моделей Lada — Vesta и XRay. Оценивать работу нового руководителя пока сложно, тем не менее Мор уже заявил, что завод станет прибыльным в 2018 году. Кроме того, топ-менеджер пообещал снизить стоимость производства Lada, наводнить рынок новыми моделями и договориться с поставщиками, чего якобы не удалось сделать его предшественнику. Приход нового руководителя никак не сказался на кадровой политике предприятия — его персонал продолжает сокращаться.

Возвращение Джереми Кларксона на экраны

Если в 2015 году весь мир, включая россиян, с удивлением следил за скандальным увольнением ведущего самого популярного автомобильного шоу Top Gear Джереми Кларксона с «Би-би-си», то в 2016-м — с нетерпением ждал выхода его нового шоу, которое он вместе с коллегами — ведущими Джеймсом Мэем и Ричардом Хаммондом, а также продюсером Энди Уилманом запускали на онлайн-канале Amazon Prime. The Grand Tour (так называется передача) сразу же стала самой популярной программой, которую когда-либо делал Amazon. Чего не скажешь про покинутый ведущими Top Gear, который на «Би-би-си» попытались реанимировать, но об успехе Кларксона и Ко его последователи могут только мечтать.