В среду вечером Дорогомиловский районный суд попытался избрать меру пресечения водителю Mercedes Gelandewagen, за два дня до этого сбившему на пешеходном переходе на Мосфильмовской улице двух девочек-близняшек. Спустя сутки после ДТП Александр Шарый, еще несколько лет назад занимавший высокий пост на Украине, добровольно явился к следователям вместе с адвокатами и написал явку с повинной. Избрание меры пресечения было назначено на 15 декабря, но в последний момент в СК решили форсировать арест задержанного.
Журналистам пришлось прождать начала заседания несколько часов — особенно тяжело было операторам, которые все это время должны были держать камеру на изготовку. Однако в итоге их надежды оказались напрасны: на обвиняемом была толстовка с капюшоном, и он изо все сил старался спрятать лицо, отвернувшись от журналистов в дальнем углу «аквариума». И даже когда операторы покинули зал заседаний и в нем осталась лишь пишущая пресса, Шарый так и не повернулся в сторону зала.
Еще до начала самого заседания появилась первая интрига: адвокаты задержанного активно изучали его загранпаспорт российского образца.
Таким образом, получалось, что еще два с половиной года назад занимавший пост замглавы Госинспекции по вопросам труда Украины Шарый обзавелся российским гражданством, причем документ он получил в 2015 году и с тех пор активно его использует, выезжая в том числе в Европу.
Получается, что, несмотря на информацию об объявлении Шарого в апреле 2014 году в розыск на Украине по подозрению в мошенничестве, в последнее время это ему никак не мешало. Как выяснила «Газета.Ru», в разыскной базе Интерпола он не значится, а значит, в международный розыск не объявлен. Впрочем, адвокаты в беседе с журналистами тему его возможных проблем с законом на родине старались обходить стороной. Адвокат Марк Каверзин, особенно охотно общавшийся с журналистами, пытаясь объяснить переезд Шарого в Россию, припомнил даже, как чиновников в эпоху недавней украинской революции сажали в мусорные ящики и вообще «вздергивали» — мол, оставаться на Украине — значит рисковать жизнью.
Кстати, как пояснил Каверзин, сутки, которые выждал Шарый после бегства перед тем, как явиться с повинной, объясняются не его состоянием, а тем, что адвокат был занят в другом процессе — громком деле по факту убийства Бориса Немцова, где он защищает одного из обвиняемых. По словам защитника, 13 декабря он почти весь день провел в суде и, как только освободился, они вместе с Шарым отправились к следователю.
В начале заседания судья задал несколько личных вопросов обвиняемому.
Оказалось, что родился он в райцентре Новоайдар Луганской области (сейчас эта территория подконтрольна властям Украины), имеет высшее образование, женат (позже адвокаты рассказали, что брак был зарегистрирован 9 декабря, то есть всего за три дня до аварии), детей не имеет, ранее не судим.
В Москве он третий год проживает по адресу: Мосфильмовская улица, д. 8, но зарегистрирован в столице по другому адресу.
На вопрос о своей работе Шарый заявил, что является учредителем и директором ООО «Электронные визовые системы». Компания с таким именем была основана летом этого года, имеет офис в центре столицы, ее основным направлением является «деятельность в области права», однако ее директором, согласно открытым данным, числится некий Дмитрий Краснов.
При этом из речи адвоката, который апеллировал к так и не зачитанному вслух ходатайству следователя, выходило, что следователи не смогли достоверно установить личность Шарого — они не нашли ни его обычный паспорт, несмотря на то что тот только что женился, ни заграничный. Не разобрались в СК и с возможным преследованием обвиняемого на Украине: никаких точных сведений на этот счет у следствия нет. Особенно возмутило защитников то, что следователи — всего в следственной группе около 20 человек — не включили в переданные в суд материалы о явке с повинной их клиента.
В перерывах заседания следователь Чумак любезничал с прокурором по фамилии Андреева, а на вопросы журналистов и их оживленную дискуссию с адвокатами отвечал загадочной улыбкой.
Уже в самом начале заседания адвокат Каверзин обратился к судье с ходатайством. Он сетовал, что у защиты ввиду занятости в другом процессе физически не было времени подготовить все необходимые материалы и характеристики для защиты, которые могли бы смягчить участь обвиняемого.
Они попросили суд отложить заседание на 72 часа, чтобы полноценно подготовиться к процессу.
Адвокаты жаловались, что даже не успели сделать ксерокопию загранпаспорта своего клиента, а копию договора о найме квартиры подзащитным им пришлось делать прямо в здании суда непосредственно перед заседанием.
Сам Шарый, который все это время продолжал тихо стоять спиной ко всем в углу «аквариума», судя по его речи, был все еще сильно взволнован — о его подавленном состоянии после трагедии постоянно твердили и адвокаты. Кстати, защита утверждает, что перед тем, как сбежать с места аварии, экс-чиновник помогал своему приятелю, который сидел на пассажирском сиденье, переносить пострадавших детей в салон машины. Позже пассажир — сам Mercedes принадлежит ему — отвез детей в ближайшую больницу.
На вопрос судьи о том, как он относится к ходатайству своих защитников, Шарый замялся, после чего сказал, что совершил «аморальный поступок» и полностью во всем раскаивается. Решение по ходатайству он оставил на усмотрение суда.
На удивление, точно так же ответили и следователь с прокурором, фактически санкционировав перенос заседания.
Так в итоге и произошло: посовещавшись сам с собой, судья Антон Толстой удовлетворил просьбу защиты и продлил сроки содержания под стражей Шарому еще на 72 часа. Новое заседание по избранию меры пресечения пройдет 16 декабря.
Кроме того, в среду стало известно, что обе пострадавшие 8-летние девочки находятся в сознании, хотя врачи по-прежнему оценивают их состояние как тяжелое. По словам адвокатов Шарого, они пока не пытались связаться с семьей пострадавших, объясняя это нехваткой времени и тем, что родным девочек нужно прийти в себя после случившегося.