ГИБДД обнародовала статистику аварийности на российских дорогах. За 11 месяцев 2016-го жертвами различных ДТП стали почти 18,5 тыс. человек, что на 12,5% меньше, чем годом ранее. Еще 199,5 тыс. получили различные травмы — это на 5,3% меньше прошлогоднего показателя.
Снижение аварийности, если верить данным Госавтоинспекции, наблюдается по большинству регистрируемых показателей. Однако ситуация с пьянством за рулем по-прежнему остается крайне сложной.
По вине нетрезвых водителей легковушек с начала года произошло около 11 тыс. серьезных аварий (–8%), в которых погибли 3136 человек (+1,1%), а еще 15 606 человек пострадали (–9,1%).
Куда хуже ситуация с нетрезвыми водителями грузовиков. За 11 месяцев они спровоцировали 768 тяжких аварий (+95,9%), в которых погибли 222 человека (+76,2%) и пострадали 1047 (+91,4%).
Меньше стало водителей, которые скрываются с места смертельных ДТП. Ощутимо улучшилась статистика ДТП с участием начинающих водителей. Сократилось количество смертельных аварий, когда за рулем оказывались дети, подростки и молодые люди. А вот среди водителей категории 50+ аварийность подросла.
В Москве за 11 месяцев на дорогах погибли 514 человек (–16%), количество раненых снизилось на 11,8%, до 9467 человек. Примечательно, что особо значительное сокращение аварийности зафиксировано в ночное время
— большинство показателей по количеству погибших и раненых в определенные часы снижены на десятки процентов. Кроме того, стоит отметить ощутимое сокращение жертв, раненых и самих аварий с участием велосипедистов и пешеходов.
Согласно примерным расчетам, итоговый показатель смертности на дорогах по итогам этого года едва превысит отметку в 20 тыс. человек. Это примерно на 3 тыс. погибших меньше, чем в 2015 году, и более чем на 15 тыс., то есть почти вдвое, чем в самом «кровавом» для российских автомобилистов 2003 году.
Открытой статистики аварийности во времена СССР не публиковалось, но результаты отдельных исследований говорят о том, что столь низких показателей смертности на дорогах России и СССР не было с 70-х годов XX века.
Несмотря на то что поставленной цели достичь не удалось, чиновники в новой ФЦП к 2020 году рассчитывают снизить ежегодную смертность в ДТП до 20 тыс. человек. На эти цели предусмотрено выделение еще 100 млрд руб. Напомним, что в России действует федеральная целевая программа (ФЦП) ГИБДД «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», по итогам которой к 2020 году смертность на дорогах должна сократиться до 20 тыс. человек в год. Изначально на нее планировалось выделить 100 млрд руб., однако в итоге расходы были сокращены в три раза. В 2013 году, принимая такое решение, власти планировали сэкономить на капитальных затратах на инфраструктуру и оборудование, сделав акцент на мерах, которые дадут желаемый эффект быстрее всего.
«Статистику ГИБДД надо проверять, я ей не очень доверяю, — заявил «Газете.Ru» лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. — Но даже если она отражает реальность, то 20 тыс. погибших в год — это запредельно много. А ведь за скобками остаются тысячи людей, которые получили тяжкие увечья, стали инвалидами».
Эксперт соглашается, что за последние годы количественные показатели аварийности пошли на спад, но считает, что в этом нет заслуги государства. «Здесь играют роль объективные причины, например кризис, из-за которого снижается удельное количество поездок. А какой-то государственной политики по повышению безопасности на дорогах у нас нет. Повсюду идет наступление на автомобилистов, все больше людей отказываются от поездок. Поэтому рано составлять какие-то победные реляции, ситуация очень тревожная», — говорит он.
Похмелкин считает, что серьезные меры со стороны государства, которые могли бы повлиять на аварийность, пока не приняты. «У нас куча ведомств занимаются этой темой, и получается, что у семи нянек дитя без глазу, — отмечает он. — В Швеции, к примеру, где смертность в ДТП одна из самых низких в мире, есть Национальное агентство безопасности дорожного движения, которое подчиняется непосредственно премьер-министру и полностью решает все вопросы по этой теме. А у нас простые вещи порой не делаются, потому что нет единого центра принятия решений.
Например, мы давно говорим, что нужно осветить все пешеходные переходы в стране, обязать производителей детской одежды делать ее со светоотражающими элементами. Но этим никто не занимается. У нас нет ориентации на профилактику и предупреждение: у нас больше выявляют и наказывают».
Эксперт вспомнил об интересном эксперименте, который проводился в 90-х годах в ряде регионов страны. «В Пермском крае за снижение аварийности на подконтрольных участках сотрудникам ДПС официально доплачивали, и им было выгодно предотвращать аварии и стоять не после опасного участка, вылавливая кого-то, а перед ним, спасая жизни, — отмечает эксперт. — Это дало положительный эффект, но потом все это свернули без объяснения причин. Вот в эту сторону надо двигаться, а не в сторону балльных систем, новых штрафов и еще чего-то. Хотя развитие систем фото- и видеофиксации нарушений ПДД — вещь действительно правильная, камеры реально снижают аварийность», — считает Похмелкин.