В четверг президент России провел в Кремле заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека РФ (СПЧ). На нем правозащитники подняли проблему вырубки парка «Кусково», которую активно ведут столичные власти ради строительства Северо-Восточной хорды.
Напомним, что еще летом «Газета.Ru» писала об активных протестах против вырубки парка со стороны местных жителей, устраивающих в парке несанкционированные акции, которые пресекла полиция, сопровождая свои действия задержаниями активистов. О невозможности строительства трассы через парк говорили и многие эксперты.
Еще тогда на ситуацию обратил внимание СПЧ. В середине октября президиум совета обратился к мэру столицы Сергею Собянину с призывом не допустить уничтожения парка «Кусково», остановить рубку деревьев и встретиться с членами совета для обсуждения альтернативных вариантов строительства Северо-Восточной хорды.
«Во избежание необратимых последствий уничтожения части лесопарка на время проведения проверки необходимо приостановить любые работы по строительству Северо-Восточной хорды», — отмечали тогда в СПЧ.
Однако с тех пор ситуация, видимо, никак не продвинулась, и в четверг, воспользовавшись случаем, председатель комиссии СПЧ по экологическим правам Сергей Цыпленков доложил о ней президенту. В своем выступлении он отметил, что вырубка грозит парку, даже несмотря на то, что Кусково является объектом культурного наследия федерального значения и имеет ряд других охранных статусов.
«Согласно генплану дорога должна проходить в другом месте (с другой стороны железной дороги, что позволило бы не заходить на территорию парка. — «Газета.Ru»). Но она будет проходить по парку «Кусково», — отметил правозащитник. Он добавил, что этот пример показывает, что не строительные проекты приводятся в соответствие с законом, а нормативно-правовые акты подгоняются под строительные планы.
Ответ президента многих обнадежил. Оказалось, что Владимир Путин не в курсе проблемы, но готов в нее вмешаться. «По поводу парка «Кусково» я вообще первый раз это слышу, и зачем вырубать парк «Кусково», я понятия не имею, — заявил он в ответ. — Михаил Александрович (Федотов — глава СПЧ. — «Газета.Ru») просил переговорить с мэром Москвы. Обязательно переговорю и узнаю, какие там соображения, что там рубить, зачем».
Примечательно, что о ситуации в Кусково Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) написало письмо президенту еще в июле этого года. Однако оно, судя по реакции Путина, до него не дошло. Таким образом, необходимость вырубки части парка — в общей сложности планируется уничтожить 20 га зеленых насаждений — поставил под вопрос уже президент.
Владимир Путин, скорее всего, является последней надеждой для противников вырубки парков — ранее на сторону столичных властей фактически встали Верховный суд и Генпрокуратура.
Перед тем как обратиться к президенту, в СПЧ летом направляли обращение к генпрокурору Юрию Чайке, которого просили проверить, нет ли нарушений при вырубке парка, и в случае необходимости принять меры прокурорского реагирования.
В августе Чайка ответил правозащитникам, что по итогам проверки замглавы департамента строительства Москвы объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона в части обеспечения сохранности объектов культурного наследия. В остальной части нарушений выявлено не было.
Между тем месяц спустя, в сентябре, Верховный суд признал законным принятое с подачи столичных властей решение Минкультуры РФ о выводе из-под охранного статуса той части парка, которую предполагается вырубить ради строительства хорды. На такой шаг мэрия пошла, чтобы избежать формального нарушения закона.
«Люди хотят, чтобы с ними поговорили»
Северо-Восточная хорда — будущая трасса, которая соединит северные и юго-восточные районы Москвы, что должно заметно разгрузить кольцевые магистрали. Эта дорога вместе с Северо-Западной хордой и Южной рокадой будет альтернативой Четвертому транспортному кольцу, от строительства которого столичные власти отказались после того, как мэрию возглавил Сергей Собянин. Такое решение было принято из-за дороговизны проекта.
Многие дорожные эксперты в целом поддерживают идею строительства хорд в Москве, а возникающее недовольство называют неизбежной платой за возможность избавиться от пробок. При этом большинство местных жителей также не против трассы, но считают, что власти должны прислушиваться к их жалобам и реагировать на них.
«Решение столичных властей по части маршрута Северо-Восточной хорды оптимально с точки зрения времени и затрат, — считает автоэксперт Петр Шкуматов. — Можно сделать по-другому — строить эстакады, но это будет сильно дороже, да и многие экологи говорят, что тень от нее негативно скажется на деревьях, которые в нее попадут.
Что касается столичных властей, которые мало считаются с жителями и экспертами, то это, можно сказать, фирменный стиль Сергея Собянина.
У него есть цель, он ее добивается в кратчайшие сроки с минимумом затрат, при этом интересы конкретных людей часто игнорируются. Люди это чувствуют, они ведь не просят, чтобы ничего не делалось, а хотят лишь, чтобы с ними нормально поговорили, объяснили, проявили уважение».