«Газета.Ru» не раз писала о том, что даже в Москве сотрудники ГИБДД во время специальных рейдов нередко отходят от норм закона и досматривают автомобили и граждан без понятых или видеосъемки. Сами гаишники в беседах с «Газетой.Ru» неофициально соглашались с претензиями со стороны автомобилистов, утверждая, что, как правило, граждане с пониманием относятся к подобным действиям и «не хотят качать права».
Однако далеко не все готовы молчаливо соглашаться с нарушением своих прав. Журналист «Газеты.Ru» Алексей, попросивший не указывать его полное имя, на днях столкнулся с подобным поведением сотрудников полиции. В ночь на 7 декабря он ехал в такси на северо-западе столицы. Около 0.20 автомобиль был остановлен на улице Нижние Мневники сотрудниками ГИБДД, которые работали на данном участке несколькими нарядами.
«У водителя Андрея они проверили документы на машину, — рассказывает Алексей. — После этого полицейские обратили внимание на мою скромную персону и, не представившись, поинтересовались, нет ли у меня с собой запрещенных веществ. Я ответил, что нет, но сотрудник все равно попросил мои документы и после этого потребовал выйти из автомобиля на мороз.
Без каких-либо протоколов или понятых начался полный досмотр верхней одежды. Они прощупали меня как в аэропорту — капюшон, карманы, ноги. Спрашивали, что у меня в карманах, и требовали последовательно доставать их содержимое и держать это в руках, пока они досконально не изучат.
То же самое было и с рюкзаком. Но все это хотя бы было из моих рук, а вот кошелек они просто забрали, после чего начали в нем рыться. Очень долго разворачивали бумажку, в которую была завернута лежавшая там сережка. Тут они заметили, что я к этому время изрядно замерз, к тому же сказалось послегриппозное состояние. «Смотри, он дрожит и волнуется — наверняка у него что-то есть», — сказал старший полицейский, после чего они забрали у меня пакет с лекарствами от боли в животе, положили его на капот и очень долго самостоятельно изучали содержимое».
Но и после этого, так ничего и не обнаружив, полицейские не успокоились и приказали Алексею снять ботинки. Они долго и тщательно общупали его носки, изо всех сил стараясь найти то самое «что-то».
«В процессе досмотра они нашли диктофон, который я всегда вожу с собой. Здесь они заволновались и спросили: «Зачем это?» Пришлось их успокоить тем, что он у меня с собой по привычке и в данный момент не работает», — вспоминает журналист.
Только после близкого знакомства с носками Алексея сотрудники ДПС почувствовали себя полностью удовлетворенными.
«После этого сотрудник, по моему требованию представившийся мне как служащий «2-го батальона» (более точную информацию о подразделении он не сообщил), Денис Викторович Верейков или Верейко (за точность фамилии не ручаюсь, удостоверения мне предъявлено не было) позволил нам продолжить путь», — сказал Алексей.
В общей сложности унизительная процедура длилась 10–15 минут. После этого журналист решил пожаловаться на действия сотрудников полиции. Позвонив по телефону 102, он услышал совет обратиться непосредственно на «горячую линию» дежурной части управления ГИБДД по СЗАО. Там у него состоялся весьма примечательный диалог.
После того как журналист объяснил ситуацию и попросил объяснить причины такого поведения сотрудников ДПС, дежурный довольно резко заявил ему: «Значит, были основания».
— Почему тогда все происходило без понятых?
— А вам что надо, чтобы были понятые?
— Мне важно, чтобы все было по закону. Куда можно пожаловаться?
— Жалуйтесь в батальон или московский главк полиции.
Редакция обратилась за комментарием в пресс-службу столичной полиции, где обещали провести соответствующую проверку, после чего сообщить о ее результатах.
«Сейчас для меня не принципиально наказать конкретных людей. Важно донести до полиции, что нужно всегда действовать по закону. И даже если человека в чем-то подозревают, нужно вести себя корректно и вежливо. Чтобы их было за что уважать, а не только бояться», — подытоживает Алексей.
Что делать, если досматривают не по правилам
В подобных ситуациях глава профсоюза сотрудников полиции Москвы Михаил Пашкин советует незаметно включать диктофон на телефоне.
«Когда вы понимаете, что сотрудники правоохранительных органов допускают нарушения при общении с вами, следует включать аудиозапись беседы, — говорит Пашкин «Газете.Ru». — Любую провокацию можно доказать, если у вас имеется запись.
Если это получилось, нужно четко и вежливо попросить полицейских представиться и сказать, что вы не против досмотра, но только в присутствии понятых. Если бы они продолжили свои действия, то в дальнейшем это можно было бы доказать. Теперь же нет сомнений, что при проведении проверки указанные сотрудники ГИБДД будут утверждать, что герой публикации сам все добровольно им показывал и никаких понятых не просил.
Таксиста привлечь в качестве свидетеля вряд ли получится — его просто поймают где-нибудь и пригрозят лишить водительских прав. Связываться в таком случае с ГИБДД никто не захочет».
Если диктофона под рукой нет, то все равно необходимо проявлять твердость, советует Пашкин.
«Просите представляться, предъявить удостоверение, спросите, на каком основании вас хотят досмотреть, — говорит эксперт. — Если у сотрудников ГИБДД была какая-то ориентировка, то требуйте сказать номер телефонограммы, в которой значится данное распоряжение. Ведь никакие проверки не проходят просто так. Есть документ, в котором указываются приметы разыскиваемого человека. Требуйте понятых. В крайнем случае весь процесс общения с вами должен сниматься на видеокамеру.
Ведь если у вас обнаружат что-то подозрительное без присутствия понятых, суд не может принять этот факт как доказательство — подкинуть можно что угодно».
В целом Пашкин признает, что герою публикации еще повезло — «могли бы запросто подкинуть спайс для выполнения плана».
«Народ боится полиции, потому что видит, что она делает, я не удивлен, что ваш герой не стал рисковать, — говорит представитель профсоюза. — Люди предпочитают пойти навстречу, промолчать, а тратить время на жалобы никто не хочет. А надо все это дело снимать и потом выкладывать в интернет. Тогда таких случаев станет меньше.
У всех инспекторов есть план: сегодня — на пешеходов, завтра — на детские кресла, потом на пьяных, на таксистов. Еще пусть скажет спасибо, что у него не нашли спайсов, ему запросто могли их подбросить, чтобы выполнить план и по наркоманам.
Поэтому и нужна видеофиксация. Наш профсоюз уже 10 лет добивается того, чтобы на каждого инспектора при выходе на дежурство вешали видеокамеру. Если вдруг в видеозаписи пробел, а на действия это сотрудника поступила жалоба, он автоматически должен признаваться виновным».
Ранее «Газета.Ru» уже писала о том, как вести себя при встрече с сотрудниками ГИБДД.