Осенью 2016 года руководство Минпромторга неоднократно заявляло, что ведомство разрабатывает новые программы для поддержки российского авторынка в 2017 году, а старые — льготное автокредитование, утилизация и trade-in — намерено закрыть.
В частности, министр Денис Мантуров несколько раз объявлял конкретные названия новых программ, например «автомобиль для села», «первый автомобиль», «программа для соцработников» и «русский тягач», которые придут на смену в следующем году имеющимся инструментам поддержки авторынка. По его словам, новая стратегия развития автопрома, на которую государство в 2017 году может потратить до 60 млрд руб. из бюджета, должна была быть представлена до конца года.
Однако, как рассказал источник «Газеты.Ru» в российском правительстве, до сих пор существуют лишь названия этих программ, а что они собой должны представлять и, главное, как могли бы работать на практике, сами чиновники пока не знают.
Более того, окончательное решение о необходимости в принципе вводить новые инструменты поддержки автопрома до сих пор не принято, при том что в конце ноября этот вопрос обсуждался на совещании кабинета министров, которое проводил председатель правительства Дмитрий Медведев.
Источник «Газеты.Ru» рассказал, что ключевым фактором для ввода новых адресных программ станет ситуация на российском рынке в начале 2017 года. Если его динамика окажется приемлемой, то уже проанонсированные программы вводить не станут. Если же итоги продаж в первые месяцы следующего года окажутся неутешительными, то к середине весны Минпромторг лишь начнет запускать процедуру их внедрения. Когда они смогут заработать на практике, при этом остается неизвестным.
Эту информацию «Газете.Ru» подтвердили и в самом Минпромторге. «Разработка программ поддержки, их улучшение и оптимизация продолжаются постоянно, с учетом динамики изменения рынка и прочих геополитических условий, — заявили в пресс-службе Минпромторга. — Решение о запуске этапа общественного обсуждения проектов (размещение проектов на официальном портале правовой информации. — «Газета.Ru») будет принято в зависимости от ситуации на авторынке. Условия программ будут окончательно сформированы только по результатам авторынка за первый квартал 2017 года».
В Минпромторге отмечают, что работают над новыми программами с учетом мнения бизнеса. «Мнение и позиции участников рынка, в том числе потребителей, производителей, импортеров и дилеров, мониторятся в постоянном режиме», — говорят в ведомстве.
Однако опрошенные «Газетой.Ru» представители автобизнеса до сих пор не имеют представления о том, как могли бы быть реализованы такие специфические программы для поддержки спроса на новые автомобили, и скептически настроены к таким инновациям.
«Вопросов больше, чем ответов, — говорит «Газете.Ru» вице-президент Российской ассоциации дилеров (РОАД) Владимир Моженков. — Это очень трудно — сделать эффективный, прозрачный, не коррумпированный механизм. Но у нас пока даже нет понимания, как это может работать на практике.
Например, я фермер, у меня пара цыплят в палисаднике ходит. Где мне взять справку, чтобы купить машину со льготой? Кто это все будет проверять?»
По мнению собеседника, чиновникам не следует менять то, что и так хорошо работает. «Мы предлагали, чтобы все зарекомендовавшие себя программы были продлены, — отмечает Моженков. — Если что-то хорошо работает, то мешать этому не надо.
И утилизация, и льготное кредитование, и лизинг сработали великолепно. По ним продается каждый второй автомобиль. Не было бы их — был бы коллапс всей отрасли и дилерской сети. Поэтому их надо оставить. Но у некоторых начинают чесаться руки».
«Мы же с вами в России и понимаем, как кто-то будет доказывать, что покупает свой первый автомобиль, — все это превратится в подделку, — считает представитель одной из крупнейших в России автодилерских сетей. — Да и вообще, любое администрирование — это тяжело для бизнеса. Лучше бы уж просто автопроизводителям денег дали в качестве поддержки заводов».
Напомним, что в октябре 2016 года министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что существующая программа поддержки спроса на автомобили себя исчерпала.
«Мы готовы согласиться с Минэкономразвития только в одном тезисе — в сегодняшнем формате программа поддержки спроса действительно исчерпала свой потенциал», — говорил Мантуров.
Однако спустя месяц, накануне совещания у Медведева, министр заявил по сути уже обратное: «В первой половине 2017 года, как минимум в первом квартале, мы должны будем сохранить уже хорошо зарекомендовавшую себя форму в части утилизации и trade-in». Мантуров добавил, что старые механизмы поддержки рынка будут продлены в комбинации с новыми формами.
СМИ писали, что по программе «Первый автомобиль» чиновники хотели предложить потребителям в возрасте до 30 лет, впервые приобретающим автомобиль, скидку в размере 60 тыс. руб. При этом льготу хотели распространить только на машины российского производства стоимостью до 800 тыс. руб.
Сообщалось, что для соцработников — врачей, учителей и т.д. — Минпромторг может придумать такие же льготные условия на приобретение новых автомобилей. А вот многодетные семьи в случае запуска программ могли бы рассчитывать на получение скидки при покупке более дорогой машины — стоимостью до 1 млн руб.