Штраф за опасное вождение составит 5 тыс. рублей. Это окончательно подтвердил премьер-министр России Дмитрий Медведев в среду на заседании правительства. «Мы скорректировали в мае этого года ПДД, ввели запрет на опасное вождение, — сказал Медведев. — Теперь вводится административная ответственность за это нарушение в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей».
Премьер рассказал об этом после того, как соответствующие поправки в КоАП РФ получили одобрение Комиссии по законопроектной деятельности правительства России. О том, что «опасных» водителей будет ждать именно такое наказание, «Газета.Ru» писала уже не раз.
Однако выписывать реальные протоколы водителям начнут только после того, как законопроект будет принят в Госдуме и подписан президентом.
Ранее наказывать рублем «нервяков», «торопыг» и прочих «воспитателей» планировалось уже с конца осени.
При этом до сих пор остается открытым вопрос и о методе фиксации подобных нарушений, и о ряде принципиальных моментов в определениях некоторых из них.
Эксперты правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения не раз говорили о том, что в ГИБДД должны собрать наглядную базу нарушений, чтобы использовать этот опыт для выработки методик по идентификации дорожных проступков, их фиксации, а также в целях пропаганды безопасного вождения. Однако пока новостей от ведомства по этому поводу нет. Также нет и новых материалов на специально созданном сайте «Опасное вождение», за исключением уже известных компьютерных роликов.
«Как будет фиксироваться нарушение, пока непонятно, — сказал «Газете.Ru» член правительственной комиссии, руководитель программы «Главная дорога» Илья Скрябин. — Будет ли инспектор ГИБДД визуально вычислять таких «гонщиков» или же при помощи видеофиксации?
Мы хотели бы, чтобы использовалась именно фиксация на видео. Ведь иначе сложно доказать сам факт повторности: один раз автомобилист не уступил дорогу другому, пользующемуся преимуществом, или же он ездит так постоянно. Нет до сих пор и специального приложения для смартфонов для того, чтобы автомобилисты с его помощью могли бы пожаловаться на встреченных на дороге нарушителей».
По оценке Скрябина, штраф в 5 тыс. рублей — адекватное наказание для такого нарушения, и в силу его новизны ужесточать санкции пока нецелесообразно.
«Были предложения сразу лишать таких водителей прав, но это новая норма, могут случаться ошибки, в том числе со стороны сотрудников ГИБДД.
Поэтому для начала должна быть накоплена правоприменительная практика, после чего, возможно, ответственность ужесточат», — сообщил Скрябин.
Отметим, что до сих пор административная ответственность была установлена лишь за совершение отдельных действий, перечень которых есть в ПДД. Например, за отказ уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимуществом, штраф составляет 500 рублей. За перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты, действует штраф в 1,5 тыс. рублей. Однако в МВД полагают, что административная ответственность за опасное вождение должна быть выше, чем ответственность за отдельные нарушения ПДД. Принятие законопроекта, как отмечается в материалах комиссии, устранит пробелы в законодательстве и создаст условия для повышения безопасности дорожного движения.
По этой причине понятие «опасное вождение» выражается в неоднократном совершении одного или нескольких следующих друг за другом действий. Штраф будет применяться в том случае, если эти действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение других водителей в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения другого материального ущерба.
Чтобы сотрудники ГИБДД могли оштрафовать «опасного» водителя, они должны зафиксировать следующие многократные нарушения, прописанные в постановлении правительства №477:
— невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
— перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или
объезда препятствия;
— несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдение бокового интервала;
— резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
— препятствование обгону.
По оценке эксперта «Газеты.Ru», эта формулировка кажется тяжелой для восприятия только на первый взгляд. Однако при помощи визуализации разобраться в нововведении гораздо проще.
«На видеороликах становится все понятно, — отметил Скрябин. — При этом таких «опасных» водителей насчитается всего 1–1,5% от всех автомобилистов. В первую очередь он направлен против «шумахеров» на российских дорогах, которые мешают другим участникам дорожного движения, мешают им, подрезают, создают опасные ситуации. Вспомните все то, что недавно творилось на московских улицах: Мара Багдасарян есть, а конкретного наказания для таких людей нет. Но работы еще много, нужно уточнять формулировки, понятия. Например, так и непонятно, что такое безопасная дистанция, сколько это? В ГИБДД на этот вопрос ответить не смогли».
Ранее эксперты не раз говорили о том, что для нарушителей могут подготовить и более серьезные санкции, вплоть до уголовной ответственности. Однако раньше, чем ко второму чтению законопроекта, до этого не дойдет. Так, депутат Вячеслав Лысаков не исключал, что будет предлагать поправки в виде административного ареста или обязательных работ.
«Ко второму чтению мы должны все серьезно дорабатывать, — говорил Лысаков «Газете.Ru». — Новый созыв Госдумы и профильный комитет будут вырабатывать систему наказаний. Говорили даже об «уголовке», но вряд ли она будет введена. Без накопленной правоприменительной практики и статистики этого делать нельзя. Если пойдет снижение количества нарушений — значит, санкции были выбраны правильно. Если такого тренда не появится — значит, нужно применять более жесткие меры наказания».
Напомним, что для демонстрации такого нарушения были представлены шесть наглядных примеров поведения нарушителей.