В строительство завода Daimler в Подмосковье будет вложено не менее €300 млн. Об этом заявил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. По его словам, Специальный инвестиционный контракт (СПИК) будет подписан с Mercedes-Benz до конца года, и его параметры «почти согласованы». Ранее представители Минпромторга не раз заявляли, что сумма контракта является конфиденциальной до момента подписания контракта, но ближе к совершению сделки решили нарушить молчание.
«Могу только примерные параметры дать, с учетом что пока не был подписан СПИК, — рассказал Мантуров ТАСС.
При этом, по словам Мантурова, Daimler решил не собирать в России автомобили Mercedes-Benz S-класса. Вместо этого будущее предприятие сосредоточится на производства премиальных внедорожников. Производственные объемы — примерно 25–30 тыс. автомобилей в год. В случае запуска завода в Московской области предполагается выпускать пять легковых моделей серий S, E, ML, GL и A.
Ранее «Газета.Ru» первой сообщала о том, что Mercedes-Benz вслед за Mazda планирует подписать СПИК с правительством. Теперь же официальные цифры только подтверждают намерение бренда не только прочно обосноваться в России и наладить локализованное производство, но и вернуть утерянный доступ к государственным заказам. Таким образом, марка последней из большой немецкой тройки получит наконец российскую прописку.
Условия СПИК разрабатываются индивидуально для каждой компании, пояснила «Газете.Ru» сопредседатель комитета по локализации Франко-российской торгово-промышленной палаты, управляющий партнер GDP Quadrat Екатерина Евдокимова.
Однако, согласно общим правилам, инвестиции в размере €300 млн позволяют заключить контракт сроком на десять лет, получить статус российского производителя, а также единственного поставщика по госконтракту с гарантированным объемом спроса.
Кроме того, согласно общим правилам, производитель может рассчитывать на сниженный налог на прибыль.
Поставщик для государства
«Подписавшая СПИК компания, в нашем случае это Mercedes-Benz, может рассчитывать на все закрепленные законодательством льготы — они также прописываются в этом документе. Важно, что, как бы ни изменялось налоговое законодательство в течение последующих лет, налоговая ставка для компании меняться не будет на протяжении всего срока действия СПИК, — сказала Евдокимова «Газете.Ru».
— Mercedes получит статус российского производителя, получит доступ к госзаказу, а размеры инвестиций позволяют марке добиться статуса единственного поставщика. Размеры гарантированных госзакупок будут прописываться в СПИК.
— Важно отметить, что применительно к особым экономическим зонам (ОЭЗ) возможна комбинация льгот, предназначенных и для СПИК, и для ОЭЗ. Так, в ОЭЗ ставка регионального налога на прибыль равна нулю, и резидент платит всего 2% в федеральный бюджет. Условия СПИК позволяют исключить и эти 2%».
О производстве полного цикла говорить пока рано
В свою очередь аналитик ГК «Алор» Кирилл Яковенко предполагает, что речь идет не о разовых инвестициях в производство, а об общей стоимости программы разворачивания производства полного цикла в перспективе десяти лет.
«Для производства 25–30 тыс. автомобилей в год с высоким уровнем локализации названного объема инвестиций достаточно, — говорит Яковенко «Газете.Ru». — Однако я не думаю, что Daimler будет сразу строить завод полного цикла.
Скорее всего, первоначальный объем инвестиций составит порядка 20–25% от общего — этих средств хватит на постройку сборочных цехов и начало производства части компонентов.
С двигателей компания вряд ли начнет, а вот кузов и шасси вполне могут начать выпускать в России сразу для достижения необходимого уровня локализации».
Аналитик обращает внимание на то, что Mercedes-Benz продолжает лидировать в премиальном сегменте, обгоняя BMW и Audi. Однако за первые три квартала продажи все же показали негативную динамику: за январь – сентябрь было продано 23 977 автомобилей, что на 7,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По его оценке, при сохранении этого негатива в ближайшие два года продажи Mercedes-Benz будут падать на 8–9% ежегодно.
«Что касается доступа к госзаказу, то рассчитывать на то, что государственные контракты позволят обеспечить достаточную для выхода на уровень безубыточности российского производства загрузку, не стоит, — продолжает Яковенко.
— Госсектор точно так же, как и частный, урезает расходы на пополнение и обновление автопарка, более того, покупка дорогостоящего автомобиля премиального уровня привлекает к чиновникам лишнее внимание.
На мой взгляд, именно этот фактор и продиктовал решение отказаться от локализации S-класса в ближайшем будущем. В общем, учитывая крайне высокую неопределенность в перспективах развития авторынка и отношений с государством, Daimler будет локализовывать автомобили Mercedes-Benz очень осторожно».
Начнут с популярных моделей среди покупателей
Выбор модельного ряда эксперт «Газеты.Ru» объясняет тем, что в среднесрочной перспективе обеспечить высокий уровень локализации S-класса будет накладно и невыгодно. Поэтому Mercedes-Benz решил начать развитие производства с упором на частный сектор, где наибольшим спросом пользуются классы E, С, и SUV. Так, Mercedes-Benz только в этом году продал 3270 единиц моделей GLE, 3375 единиц GLC, 1593 единицы GLS и 1850 GLA.
«Автомобили повышенной проходимости обеспечивают компании большую часть продаж в России, а потому их локализация отвечает стратегии развития на конкретном рынке, поскольку производить надо то, что обеспечивает наибольшую маржинальность», — заключил эксперт.
Возможная конкуренция с проектом «Кортеж»
В свою очередь руководитель отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент» Сергей Звенигородский считает, что отказ Mercedes-Benz от производства S-класса обусловлен возможной конкуренцией с проектом «Кортеж», автомобили которого будет созданы на Единой модульной платформе и призваны пополнить Гараж особого назначения.
«Daimler уклоняется от этой конкуренции, делает ставку на спрос наиболее состоятельных граждан и организаций, который почти не зависит от курсов валют или кризисных явлений в экономике, — сказал Звенигородский «Газете.Ru». — Такой завод может выйти на окупаемость уже через пять с половиной лет, а оставшийся срок действия СПИК будет генерировать чистый денежный поток».
Ранее в интервью «Газете.Ru» глава Mercedes-Benz в России Ян Мадея рассказывал, что на долю государственных заказчиков компании приходится не более 3% продаж.
«Конечно, обычно они покупают дорогие машины, — говорил Мадея. — Но эти заказы не определяют прибыльность нашей компании. Для восприятия бренда и нашей репутации важно, что топ-менеджмент крупнейших компаний ездит на Mercedes-Benz. Тем не менее это очень маленькая часть нашего бизнеса».
Кроме того, по его словам, у Mercedes-Benz было много вопросов относительно рамочных условий договора.
«Так называемые специальные инвестиционные контракты заработают только в 2019 году. Но чтобы нам открыть завод к тому времени, строить надо начинать уже сейчас. И в этом проблема. Правительству надо определиться с новым режимом и условиями для автопроизводителей. Сейчас ведется конструктивная, профессиональная, но сложная дискуссия. Это стратегический для нас вопрос — где, с какими партнерами, какие автомобили производить. Я надеюсь, что скоро мы придем с решением к правительству и этот проект полетит», — рассказывал Мадея «Газете.Ru».