Масштабный правительственный проект «Кортеж», в рамках которого в России создается лимузин для президента, автомобили прикрытия в кузовах внедорожников и микроавтобусов, а также представительский седан, кроссовер и микроавтобус на Единой модульной платформе (ЕМП), вышел на финишную прямую. Генподрядчиком проекта является ФГУП «Научно-исследовательский автомобильный институт (НАМИ)», который занимался созданием «Кортежа» в течение последних трех лет. Уже в ближайшие недели, до 31 декабря 2016 года, НАМИ должен завершить предусмотренные госконтрактом работы. В частности, к этому моменту институт передаст первые кремлевские лимузины в распоряжение Гаража особого назначения (ГОН). Апробацию в реальных условиях пройдут 12 экземпляров, которые будут испытывать сотрудники Федеральной службы охраны (ФСО). После этого НАМИ будет заниматься лимитированным производством автомобилей для политической элиты и лиц, подлежащих госохране.
Официально первый в новейшей истории России лимузин главы государства собственного производства будет представлен в день инаугурации президента в апреле 2018 года.
Тем не менее, несмотря на то что беспрецедентный по своим амбициям проект, на который уже было потрачено более 8 млрд руб. из бюджета, подходит к завершению, за все время, что велась разработка ЕМП и самих моделей на ее базе, в СМИ появлялось достаточно мало информации о том, что будут представлять собой эти автомобили. Известно было лишь, что двигатели для моделей «Кортежа» НАМИ помогала разрабатывать компания Porsche Engineering. Кроме того, СМИ сообщали, что поставщиком компонентов может стать известная австрийская компания Magna.
Как выяснила «Газета.Ru», изучив пакет документов государственного контракта, заключенного между НАМИ и Министерством промышленности и торговли РФ, к созданию автомобилей для первых лиц государства были подключены еще 130 компаний и учреждений, 50 из которых — зарубежные, в том числе и те, что имеют представительства и производство в России.
Иностранные компании: тормоза, ПО, аудиоаппаратура, климат-контроль, механизмы отпирания дверей и запуска мотора и прочие детали
Пожалуй, одна из самых известных зарубежных компаний, принимавших участие в проекте, — шведская Haldex, о системах полного привода которой знают большинство автолюбителей. Однако соисполнителем «Кортежа» стал не весь концерн, а его подразделение Haldex Brake Products, производящее пневматические тормозные системы. Такие тормоза часто используются на тяжелой колесной технике и подходят в том числе и для многотонных бронированных лимузинов.
В то же время за тормоза на автомобилях «Кортежа» отвечала и компания Brembo, известный итальянский производитель тормозных систем, использующихся на спортивных и гоночных автомобилях.
В списке соисполнителей значится и еще одна известная компания — французский производитель и поставщик автокомпонентов Valeo. В Нижегородской области у компании есть производство — там делают стеклоочистители и системы освещения.
В числе создателей президентского транспорта — Harman Connected Serviсes, входящий в структуру американской группы компаний Harman. Многим автовладельцам Harman известен по аудиосистемам, которые производятся под брендами Harman/Kordon и Bang&Olufsen и устанавливаются на автомобили премиальных марок: BMW, Land Rover, Mercedes-Benz и других автокомпаний. Что касается Harman Connected Serviсes, то она занимается разработкой ПО. Судя по всему, эта компания, которая имеет представительство в Нижнем Новгороде, могла разрабатывать для автомобиля президента и первых лиц государства софт для мультимедийных систем.
Кроме того, принимала участие в проекте известная в мире швейцарская семейная компания Daniel Herz, производящая акустические системы. Можно предположить, что за музыкальное сопровождение поездок первых лиц страны отвечали именно потомки физика Генриха Герца, доказавшего существование электромагнитных волн.
Примечательно, что сама Daniel Herz не специализируется на аудиосистемах непосредственно для автомобилей. Зато этим занимается фирма Mark Levinson, входящая в ее структуру.
Стоит отметить, что во времена президентства Дмитрия Медведева в резиденции в Горках были установлены колонки и усилители Daniel Herz, общая стоимость которых могла составлять около $80 тыс.
Еще один иностранный производитель, присоединившийся к «Кортежу», — китайская группа U-shin, а в частности ее подразделение в Словакии. Компания является крупным производителем таких автокомпонентов, как ключи, механизмы запирания дверей, лючка бензобака и крышки горловины топливного бака, дверные ручки, системы бесключевого доступа, датчики и механизмы коробок передач, системы запуска двигателя с кнопки, светодиодные подсветки номерных знаков, а также блоки климатических установок и всевозможные переключатели. Клиентами компании являются такие автопроизводители, как Mazda, Mitsubishi Motors, Honda, Suzuki.
Кузовные детали для создания 10 прототипов ФГУП «НАМИ» заказывало в Корее, у компании DNK TECH CO., LTD. Каждый комплект состоял из 70 деталей и был пригоден только для проведения испытаний.
Примечательно, что в документации госконтракта не упоминается ни Magna, ни Porsche.
Российские производители: броня, катапульты, стекла и электрика
Безусловно, не обошелся проект и без российских компаний и институтов, которые во многом отвечали за безопасность автомобилей «Кортежа».
Так, например, к разработке был подключен Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ.
Учреждение включает в себя большое количество различных специализированных институтов, и зачем в НАМИ решили прибегнуть именно к услугам специалистов МИФИ, остается загадкой.
В пресс-центре НИЯУ «МИФИ» оперативно не смогли ответить на вопросы «Газеты.Ru», но обещали сделать это позднее.
ПАО «Завод корпусов», расположенное в городе Выкса (Нижегородская область), почти наверняка занималось всеми аспектами бронезащиты лимузина президента. По крайней мере, предприятие много лет предоставляет услуги по изготовлению бронированных корпусов различных транспортных средств, в том числе военного и специального назначения. В частности, завод создавал бронекорпуса для различных модификаций БТР и бронеавтомобиля «Тигр».
Смотреть в окно первые лица будут через стекла, сделанные на одном из старейших в России заводов по производству изделий из стекла — «Мосавтостекло». На сайте завода указано, что он изготавливает пожаростойкое и бронированное стекло для автомобильного транспорта.
Связаться с представителями этих предприятий «Газете.Ru» не удалось.
Любопытно и участие в разработке «Кортежа» Научно-исследовательского института «Геодезия». Это федеральное казенное предприятие (подконтрольное департаменту промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга) имеет в своем распоряжении испытательный полигон оборонно-промышленного комплекса России. Таким образом, здесь могла тестироваться бронезащита президентского лимузина.
Дополнительной защитой правительственного транспорта может стать продукция ОАО «НПО «Звезда» им. академика Северина». Предприятие занимается производством индивидуальных систем жизнеобеспечения летчиков и космонавтов, средств спасения экипажей и пассажиров при авариях летательных аппаратов.
Какое именно участие «Звезда» принимала в проекте «Кортеж» — неизвестно. Однако исходя из списка той продукции, которую делает завод, можно предположить, что предприятие оснастило автомобили «Кортежа» стационарными огнетушителями и аварийными кислородными блоками с масками, которые могут обеспечивать человека чистым воздухом в случае химической атаки до 15 минут.
Нельзя полностью исключать и того, что «Звезда» могла адаптировать свои авиационные системы персонально под создающийся с нуля автомобиль для президента. Например, создав в них нечто похожее на катапультные кресла.
Правда, какова роль предприятия в создании правительственных авто, не знают даже сами сотрудники «Звезды». Так, в отделе просвещения предприятия «Газету.Ru» заверили, что не слышали о «Кортеже», но все же попросили прислать вопросы. Оперативно ответить на запрос на предприятии не смогли.
Свою лепту в создание «Кортежа» должен был внести завод «Копир». Расположенное в Республике Марий Эл предприятие производит автомобильные блоки предохранителей, электрические кабели и жгуты, переключатели стеклоподъемников для ГАЗа, КамАЗа, УАЗа, Lada, Nissan и других автокомпаний.
В список компаний, создававших лимузин президента, вошла и известная своими покрышками «Кама». Научно-технический центр «Кама» мог разработать новые модели шин для правительственного транспорта.
В приемной дирекции «Камы» «Газете.Ru» заявили, что исполнительный директор вряд ли будет комментировать участие в проекте «Кортеж» в связи с секретностью данных сведений, но все же предложили обратиться с вопросами позже.
Также «Кортеж» мог получить колесные диски сразу от нескольких российских производителей, например K&K или Solomon Alsberg, которая называет себя единственной компанией в мире, производящей кованые диски для автомобилей по индивидуальным проектам.
В числе соисполнителей также значится машиностроительный завод «Вэлконт», выпускающий всевозможные клеммы и реле для автомобилей, выключатели блокировки дифференциала, датчики (уровня масла, охлаждающей жидкости, положения дроссельной заслонки и другие).
Автомобили не только собираются усилиями иностранных компаний, но и тестируются в том числе за рубежом. Так, ранее сообщалось, что в Германии прошли краш-тесты созданных в рамках проекта автомобилей. Почему тестирование проводилось именно в Германии, не уточнялось, но известно, что результат тестов был признан успешным.
По данным «Газеты.Ru», в рамках зарубежного этапа испытаний прототипы «Кортежа» вывозились в том числе на одну из самых знаменитых гоночных трасс мира — Нюрбургринг, где в числе прочего тестировалась работа ремней безопасности.
Заместитель генерального директора ФГУП «НАМИ» по работе со СМИ Андрей Гармай отказался давать «Газете.Ru» комментарии, касающиеся проекта «Кортеж».
Бронированный лимузин на базе Единой модульной платформы станет флагманом линейки автомобилей проекта «Кортеж». На этой же модульной платформе будут построены и небронированные автомобили: тот же лимузин, седан, внедорожник и микроавтобус. Все эти машины поступят в свободную продажу. Первые автомобили в рамках проекта «Кортеж», которые сможет купить любой желающий, должны появиться в продаже к середине 2018 года. Первая мелкосерийная партия составит не более 250–300 экземпляров. Кто будет их собирать, пока неизвестно. У НАМИ нет необходимых производственных мощностей, а для Sollers, с которым правительство вело переговоры о производстве, заявленный объем заказа оказался слишком мал.