«АвтоВАЗ» лечится от убытков

«АвтоВАЗ» продал 189 852 автомобиля за три квартала 2016 года

Алина Распопова
Михаил Фомичев/РИА «Новости»
Общий убыток «АвтоВАЗа» за девять месяцев составил более 34 млрд руб. Это в два раза хуже результатов третьего квартала 2015 года. Объем выручки снизился на 0,6%, до 130,5 млрд руб. Под брендом Lada продали 189 852 автомобиля, что обеспечило марке долю в 19,9%. При этом «АвтоВАЗ» вместе с Renault-Nissan ежегодно тратят на повышение уровня локализации в России около 0,5 млрд руб. Через три года уровень локализации выпускаемой партнерами продукции вырастет до 70%.

Согласно опубликованному отчету по МФСО группы «АвтоВАЗ» за девять месяцев 2016 года, убыток предприятия составил 34,203 млрд руб. Это примерно в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда отечественный автогигант потерял 15,8 млрд руб. При этом убыток от основной деятельности (EBIT) до обесценения составил 12,1 млрд. руб., что на 17% лучше аналогичного показателя годом ранее. Обесценение, тест на которое предусмотрен правилами МСФО, составило 19 млрд руб. При этом доля моделей Lada на российском рынке легковых автомобилей достигла 19,9% против 18,1% годом ранее. Продажи марки составили 189 852 автомобиля, что на 6,7% ниже аналогичного периода 2015 года на фоне общего сокращения рынка на 15,1%.

В итоге выручка группы компаний за три квартала составила 130,5 млрд руб., что на 0,6% ниже уровня 2015 года.

В пресс-службе «АвтоВАЗа» пояснили: «Обесценение не влияет на денежные потоки и отражает только изменение стоимости активов компании в условиях продолжающегося падения российского автомобильного рынка. Обесценение обратимо в случае существенного улучшения рынка и прибыли компании в будущем».

Между тем в результате продолжающейся реструктуризации группа «АвтоВАЗ» сократила операционный убыток в третьем квартале на 63% — с 9,35 млрд руб. в 2015 году до 3,5 млрд руб. в июле — сентябре 2016 года.

В числе принятых мер, в частности, называется сокращение административных расходов на 35%.

Как заявил президент «АвтоВАЗа» Николя Мор, процесс финансового оздоровления компании ускоряется. «Наша интенсивная программа финансового оздоровления должна продолжаться максимально активно, чтобы мы смогли достичь безубыточности и компенсировать потенциальные риски относительно объемов российского рынка и валютных курсов», — сказал Мор.

Надежды на экономию и новую Vesta

Для того чтобы оздоровить «АвтоВАЗ», в июле 2016 года в компании появился вице-президент по оперативному антикризисному управлению. Также начата работа кросс-функциональных команд «Монозукури», которые определяют возможности и реализуют мероприятия по сокращению затрат.

«Ведется углубленное взаимодействие с поставщиками и поддержка их планов по развитию, улучшение по всем позициям административных затрат, локализация компонентной базы для уменьшения доли импорта и влияния валютных курсов, перезапуск экспортных поставок автомобилей и компонентов, — говорится в официальном пресс-релизе «АвтоВАЗа». — Выполнение программы уже дает первые позитивные результаты. Так, результаты деятельности во втором квартале (до списаний) в три раза лучше аналогичных показателей за первый квартал 2016 года. Итоги работы в третьем квартале показывают еще большие признаки будущего успешного финансового оздоровления».

Между тем седан Lada Vesta, который выпускает «АвтоВАЗ», вошел в топ-5 самых продаваемых автомобилей на российском рынке за первые девять месяцев 2016 года.

Как ожидают на «АвтоВАЗе», приближающийся старт продаж версий автомобиля с мотором 1,8 л, мощностью 122 л.с., а также комплектации Exclusive повысит продажи автомобиля.

Согласно презентации директора по локализации «АвтоВАЗ»-Renault-Nissan Антона Николаева, каждый год альянс «АвтоВАЗ»-Renault-Nissan вкладывает в России более 0,5 млрд руб. инвестиций в проекты по повышению уровня локализации своей продукции. Это приносит поставщикам предприятия ежегодно дополнительные 2 млрд руб. товарооборота в России. Каждый год уровень локализации автомобилей растет примерно на 3% от себестоимости — на сегодняшний день уровень локализации выпускаемых автомобилей составляет 60%. В ближайшие два-три года эта цифра должна вырасти до 70%. Однако, по словам Николаева, с текущей базой поставщиков и далее увеличивать эту цифру будет невозможно, поэтому ведется работа над расширением панели поставщиков автокомпонентов и созданием совместных предприятий.

Кризис как повод нарастить долю рынка

Финансовый советник «Алор Брокер» Сергей Королев считает, что интенсивная программа финансового оздоровления «АвтоВАЗа» работает и еще далеко не исчерпала себя. Падение реальных доходов населения тоже может помочь отечественному производителю автомобилей нарастить свою долю рынка.

«Впереди локализация компонентной базы для уменьшения доли импорта и влияния валютных курсов и перезапуск экспортных поставок автомобилей и компонентов, — говорит Королев «Газете.Ru».

— Насчет прибыли все не так очевидно, что выйти с такой динамикой в безубыточность действительно можно будет к 2018 году».

При этом эксперт обращает внимание на то, что обесценение активов грозит потерей будущих доходов или потенциала актива сверх той потери, которая наблюдается обычно в результате амортизации актива, а также инфляционной потери стоимости.

Менее оптимистичный прогноз делает заместитель начальника аналитического отдела ИФК «Солид» Азрет Гулиев.

«В современном бизнесе есть такая концепция — создать стартап, который много-много лет будет убыточным, но его стоимость будет расти, так как у акционеров будет создаваться устойчивое впечатление, что он вот-вот выйдет в прибыль, — говорит Гулиев «Газете.Ru». – «АвтоВАЗ», конечно, далеко не стартап, но пока что обещания выйти в прибыль звучат уже много лет, а этого не происходит.

С точки зрения инвестора, который трезво оценивает риски, выход в прибыль этого предприятия — маловероятное событие, да и зачем покупать его бумаги, когда можно купить бумаги уже получающих прибыль автопроизводителей.

«АвтоВАЗ» оказался жертвой социалистической экономики, а в наше время — жертвой социалистических подходов в рамках капиталистической экономики. Операционный убыток — это все равно убыток, даже если он уменьшается с годами. А чистый убыток за девять месяцев составил 34 млрд руб. Убыток означает, что продукция производится дороже, чем продается. Причем этот процесс финансируем мы с вами — налогоплательщики. Возможно, настало время защищать не автопроизводителя, а потребителя».

Напомним, ранее в интервью «Газете.Ru» глава «АвтоВАЗа» Николя Мор говорил, что его цель — сделать «АвтоВАЗ» прибыльным уже с 2018 года. Бывший глава предприятия Бу Андерссон обещал это сделать еще в 2014 и в 2015 годах.