«Пит-стоп» раскинул сети

Систему «Пит-стоп» запустили для борьбы с лихачами на московских дорогах

Алина Распопова
Константин Чалабов/РИА «Новости»
C 27 октября столичные камеры начали фиксировать превышение водителями скорости более чем на 60 км и передавать информацию ближайшим экипажам ДПС. Они будут останавливать лихачей и составлять протокол на месте. За грубое нарушение скоростного режима водителям грозит судебное разбирательство и лишение прав на срок до шести месяцев, за повторное — на год. Так в столице намерены решить проблему со стритрейсерами, которых не пугали даже серьезные штрафы.

Новая система «Пит-стоп», фиксирующая превышение скорости на дороге и передающая данные о нарушителях ближайшим экипажам ДПС, заработала в Москве. Об этом сообщается на официальном сайте столичной мэрии. Как рассказали «Газете.Ru» в Центре организации дорожного движения правительства Москвы (ЦОДД), к системе подключены все городские камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Так, в Москве в настоящий момент работает 902 стационарных комплекса. До конца года заработают еще 500 новых комплексов фотовидеофиксации — они уже установлены, в настоящий момент ведется их подключение. Таким образом, общее количество камер к концу года составит более 1,4 тыс.

Все они будут фиксировать превышение скорости более чем на 60 километров в час и автоматически передавать информацию ближайшим экипажам ДПС. В свою очередь сотрудники ГИБДД будут останавливать водителя и составлять соответствующие протоколы.

За грубое нарушение скоростного режима водителю грозит судебное разбирательство и лишение прав на срок до шести месяцев, за повторное — на год. Отметим, что согласно законодательству ответственность за превышение скорости на 60–80 км/час представляет собой штраф в размере 2–2,5 тыс. руб. или же лишение права управлять автомобилем на срок от 4 до 6 мес. В случае, если водителя поймают на превышении скорости более чем на 80 км, то ему грозит штраф в 5 тыс. руб. или лишение прав на полгода.

«Мы видим, что водители в Москве становятся более дисциплинированными, тем не менее остаются случаи грубого нарушения правил дорожного движения, — заявил руководитель ЦОДД Вадим Юрьев. — Водитель, который едет по городу со скоростью выше 150 км/час, представляет угрозу не только для самого себя, но и для окружающих, поэтому мы используем передовые методы фиксации на благо законопослушных горожан».

Между тем, по данным ГИБДД Москвы, за девять месяцев текущего года было выписано около 12,5 тыс. постановлений за превышение скорости более чем на 60 км/ч.

Однако количество лишенных прав водителей не достигло и 200 человек.

При этом при условии, что каждое нарушение обошлось водителям минимум в 2 тыс. руб., всем вместе им пришлось пополнить городской бюджет на более чем 25 млн руб.

Отловят через 500–700 метров

Как уточнили в пресс-службе столичной Госавтоинспекции, инспектор ДПС при использовании специального программного обеспечения должен находится в непосредственной близости от камеры, к которой это оборудование подключено. Оптимальным называется расстояние в 500–700 метров в зоне прямой видимости.

«Это делает невозможным, с учетом скорости транспортного средства, изменение месторасположения водителя в автомобиле, допустившего нарушение скоростного режима, например пересесть с водительского места на пассажирское», — уточнили в пресс-службе московской Госавтоинспекции.

По данным ГИБДД Москвы, ведомство получило более 50 комплектов АПК «Барс». Основу данного комплекса составляет нетбук с возможностью онлайн-доступа в единое информационное пространство правительства Москвы и УГИБДД. С его помощью инспектор ДПС, при наличии прав на доступ, подключается к выбранной стационарной либо передвижной камере фото-, видеофиксации нарушений ПДД.

Передача информации от камеры фото-, видеофиксации нарушений ПДД на АПК «Барс» осуществляется по такому же принципу, как от камеры в Центр фотофиксации нарушений. Условие одно — сотрудник, использующий этот аппаратно-программный комплекс, должен быть подключен к необходимой камере. Приоритетность в работе отдается местам концентрации ДТП и там, где наблюдается сложная дорожная ситуация.

При этом в столичной Госавтоинспекции подчеркивают, что дублирование или двойное привлечение собственника транспортного средства за допущенное нарушение исключено.

«Алгоритм работы программного обеспечения и оборудования настроен таким образом, что во время работы системы «Пит-стоп» используемые комплексы фото-, видеофиксации выключаются из общей автоматизированной системы», — пояснили в пресс-службе ведомства.

Между тем президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре считает, что после тестирования системы установленный порог в 60 км/час следует снизить, чтобы максимально снизить количество нарушителей ПДД на дорогах. Кроме того, она считает, что внедрение такой системы позволит в дальнейшем отлавливать не только нарушителей скоростного режима, но и практикующих опасное вождение.

«В силу сокращения рядов сотрудников ГИБДД у них стало меньше возможностей задерживать таких нарушителей «вручную», — сказала Агре «Газете.Ru». — Поэтому в подавляющем большинстве случаев таким лихачам грозили только штрафы за нарушение ПДД, и некоторых из них такая ответственность не останавливала. Теперь же новая система станет ощутимой сдерживающей мерой. Кроме того, она поможет выявить и уже лишенных прав лихачей, которые продолжали, не имея прав, нарушать ПДД. С лихачами нужно вести себя максимально жестко, поскольку по-другому им мозг уже не вправить».

Между тем юрист Коллегии правой защиты автовладельцев Марат Аманлиев задается вопросом о том, как в схеме задержания нарушителя исключения коррупционная составляющая.

«К примеру, камера фиксирует нарушителя, передает сведения ближайшему экипажу, и они вылетают перехватывать гонщика, — говорит Аманлиев «Газете.Ru». — А решен ли вопрос с фиксацией момента поимки этого «летчика»?

Будет ли регистрироваться то, что экипаж поймал нарушителя и начался процесс оформления административного материала? Если нет, то это новый повод для коррупции.

Ведь, в таком случае, можно получить данные от «Пит-стопа», догнать лихача, и стрясти с него взятку. Инспектор может потом отчитаться, что нарушитель успел скрыться. Поэтому поимка нарушителя должна фиксироваться».

Кроме того, Аманлиев обратил внимание на необходимость внесения изменений в КоАП, для того, процедура лишения прав водителя, пойманного по системе «Пит-стоп».

«В случае с «классической» фото- видеофиксацией превышения скорости инспектор получает данные с камер и, сидя в кабинете, выносит постановление назначая штраф не передавая документы в суд, — говорит Аманлиев. С «Пит-стопом» ситуация идентичная. Такая же фотофиксация, такая же передача сведений инспектору. Отличие лишь в том, что инспектор не в кабинете, а в машине будет составлять административный материал. В юридической плоскости, вопрос о возможности привлечения водителя к ответственности в виде лишения прав на основании функционирования системы «Пит-стоп» чрезвычайно дискуссионный».