После того как в Минобразования отвергли предложения автошкол включить изучение ПДД в список обязательных предметов в школах, представители профессиональных сообществ заявили, что не намерены отказываться от своей инициативы. Так, в Гильдии автошкол России продолжают считать, что родители не смогут привить своим детям глубокого знания ПДД, а нерегулярных визитов сотрудников ГИБДД для проведения внеклассных занятий недостаточно для усвоения основ безопасного поведения на дороге. Чтобы привлечь внимание к проблеме, в организации готовят несколько акций в поддержку инициативы.
По данным ГИБДД на 3 октября 2016 года, в России с участием детей до 16 лет произошло 14 498 ДТП. Из них 6003 — с участием детей-пешеходов.
В них погибли 518 детей, еще 15 542 получили травмы.
Родители не научат
Как заявил «Газете.Ru» председатель правления НП «Гильдия автошкол России» Сергей Лобарев, родители могут дать детям лишь элементарные знания: как перейти дорогу, что делать при сигналах светофора.
«Многие родители сами плохо знакомы с ПДД и могут привить ребенку неправильные навыки, повышающие риск, — считает Лобарев. — Воспитание родителями — это, конечно, хорошо, но обучением ПДД должны заниматься педагоги.
Педагог методически правильно выстроит занятие, определит цели и задачи, отработает их, сможет смоделировать аварийные ситуации с участием детей, подведет итог.
В школах возможно использование мультимедийных систем отображения информации, в ряде школ есть детские учебные площадки.
По мнению экспертов, в сфере автообразования данные занятия должны проводиться в различных образовательных организациях вне зависимости от благополучия и социального статуса семей. Порой именно в благополучных семьях вырастают «мажоры», «хамы», игнорирующие ПДД».
Лобарев уверен, четырех часов в год, отведенных сейчас в школах на изучение ПДД, явно недостаточно.
Тем более что эти занятия не завершаются контролем знаний учащихся — зачет не проводится.
«Для внедрения предмета по ПДД необходимы анализ, исследования, которые может провести, — говорит он, — рабочая группа экспертов автообразования совместно с педагогами и специалистами. Конечно, мы не предусматриваем увеличение общей учебной нагрузки при введении предмета по ПДД. Мы выдвинули предложение о проведении эксперимента в 10 школах по введению отдельного учебного предмета по ПДД за счет всего 18 часов регионального или школьного компонента, не посягая на часы федерального государственного образовательного стандарта и без увеличения учебной нагрузки».
ПДД с математикой
В свою очередь руководитель проектов Русского АвтоМотоКлуба (РАМК) Наталья Дронова обращает внимание на то, что введение предмета ПДД в школах рассчитано не только на снижение детского травматизма на дорогах, но и на воспитание будущих ответственных водителей и пешеходов.
«Преподавание ПДД в школах улучшило бы поведение на дорогах именно взрослеющих детей, которые начинают чувствовать, что им все по плечу, — говорит Дронова «Газете.Ru».
— Вы видели много родителей, которые учили бы детей езде на велосипеде на проезжей части? А тому, как переезжать пешеходные переходы? Скорее родители вбивают в головы детям, что выезжать на дороги с интенсивным движением нельзя».
При этом Дронова считает, что отдельный предмет стал бы дополнительной нагрузкой.
Выходом из ситуации она видит выделение большего количества времени на изучение ПДД в рамках других школьных предметов.
«Например, обществознания в начальных классах или ОБЖ в старших классах, — предлагает эксперт «Газеты.Ru». — Еще одно из решений — введение «показательных» задач про скорость движения, скорость остановки — на уроках математики, алгебры или даже физики. Важно, чтобы учителя умели правильно донести выводы таких задач до учеников».
Только по собственному желанию
Заместитель председателя ДОСААФ России Сергей Сериков уверен, что дополнительная нагрузка на школьников в виде обязательного предмета по ПДД на сегодняшний день была бы излишней. По его мнению, добавление еще одной дисциплины приведет к повышению нагрузки на учеников. Как итог — негативное восприятие предмета как самими учениками, так и родителями, на которых будут давить дети.
«Сейчас в детском образовании достаточно грамотно построен процесс обучения поведению на дорогах, — рассказал Сериков «Газете.Ru». — В игровой форме это происходит еще в детских садах, где детей можно заинтересовать и донести до них основы правил дорожной безопасности. В средней школе это одноразовые занятия, с приглашением сотрудников ГИБДД — человек в форме всегда привлекает внимание и способен донести до учеников важные поведенческие нормы на дороге».
По словам эксперта,
ПДД необходимо изучать, когда это будет нужным самим школьникам. Оптимальным решением проблемы может стать предоставление старшеклассникам возможности на добровольной основе получить необходимое образование.
«Отсутствие этой дисциплины приводит к очень неприятным последствиям, — отмечает Сериков. — Если у родителей есть возможность — они просто покупают детям дорогой автомобиль и права. Другая сторона медали — выпускники сами после школы ищут возможность сдать на права, ищут варианты подешевле. Они приходят в автошколы с крайне низким уровнем образования, которые фактически тоже просто продают права. В результате на дороги выезжает масса неподготовленных водителей».
Программа и нагрузка и без того большая
Заместитель руководителя комитета Госдумы по образованию и науке, доктор педагогических наук Любовь Духанина уверена, что отдельный предмет по ПДД в школе вводить не стоит.
«Но рассказывать о ПДД в школах нужно постоянно, — говорит Духанина «Газете.Ru». — Лучше это делать на дополнительных занятиях, в игровой форме, возможно с участием добровольцев, представителей ГИБДД, других общественных организаций. В старших классах можно прививать навыки вождения автомобиля и уже более глубокое знание ПДД с точки зрения водителя.
В некоторых развитых странах в школах обучают вождению уже с 14 лет. Нам тоже стоит задуматься о развитии такой практики, вероятно, в виде дополнительных занятий.
Как заставить ребенка учить новый предмет
Популярный блогер и мама четвероклассника Елена Харо рассказала «Газете.Ru», что большую часть времени ее ребенку приходится проводить за подготовкой домашнего задания — засиживаться нередко приходится до 22.00, чтобы успеть сделать все задания. А заставить десятилетнего ребенка столько учиться порой сложно. Добавление нового предмета в школе Харо представляет себе с трудом.
«Сейчас школьная программа расширилась и усложнилась настолько, что свободного места, куда втиснуть еще один предмет, а тем более зачет, я не вижу, — рассказала Харо «Газете.Ru». – У нас в семье давно есть автомобиль, и ребенок знает, что нужно залезть в детское кресло, пристегнуться.
Осторожен он и на дороге, не бегает по переходам на красный свет. Сами мы аккуратные водители, и уже сейчас он привыкает к спокойной манере езды. Так что если он захочет самостоятельно поучиться основам вождения в старших классах, мы его, конечно, поддержим, а сейчас нам хотелось бы, чтобы он просто справлялся с обязательной школьной программой».
Позиция Министерства образования: каждая школа решает сама
Ранее представитель департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Лариса Фальковская не раз заявляла, что министерство является соисполнителем федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» и, соответственно, отвечает за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, для чего проводится комплекс мероприятий по всей России. Также в министерстве напомнили о возможностях для всех школ самостоятельно ввести ПДД как обязательный предмет, если эту идею поддержит родительское сообщество.