Скандал с участием ульяновского водителя Александра Кастолина, которого инспектор ГИБДД оштрафовал за перевозку лежачего сына-инвалида, может стать причиной законодательных изменений. Об этом «Газете.Ru» в пятницу, 21 октября, заявил глава комитета Комитет Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. «Надо еще раз посмотреть на все нормы, связанные с транспортировкой детей-инвалидов в различных видах транспорта, в том числе автомобильном и железнодорожном. Если есть необходимость что-то изменить, то это, конечно, будет сделано. Этот вопрос надо изучать с привлечением специалистов, ведь ПДД, как известно, написаны кровью», — сказал Рязанский.
Напомним, что ульяновец Александр Кастолин, отец четырехлетнего Миши, страдающего тяжелой формой ДЦП, был оштрафован прямо у детской областной больницы сотрудниками ГИБДД за перевозку ребенка без автокресла. Мужчина безуспешно пытался объяснить инспектору, что его сын по медицинским показаниям не может сидеть в кресле, а вынужден лежать в салоне автомобиля. Не возымела должного действия на инспектора и справка, свидетельствующая о наличии тяжелейшего заболевания у мальчика.
По словам Рязанского, к решению проблемы подключен сенатор от Ульяновской области Сергей Рябухин. «Кроме того, мы направили запросы заместителю министра труда и социальной защиты России Григорию Лекареву и губернатору Сергею Морозову. Обещаю, что эту ситуацию отследим до ее разрешения», — сказал глава комитета. Он также сообщил, что необходимо проверить, весь ли комплекс материальной поддержки семье оказывают региональные власти. «Родители — большие молодцы, занимаются ребенком, пытаются его поставить на ноги», — сказал сенатор.
По его словам, скорее всего, ульяновский случай будут рассматривать на заседании комитета в Совете Федерации России. А следовательно, в законодательстве и ПДД должны в конечном итоге появиться соответствующие изменения, позволяющие перевозить лежачих инвалидов надлежащим образом и не получить за это штрафы.
Накануне к разбирательству подключилась и региональная прокуратура.
Как сообщил «Газете.Ru» старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима, очевидно, что Александр Кастолин действовал в условиях крайней необходимости — это ситуация, когда человек вынужден причинить ущерб общественным интересам, чтобы избежать ущерба себе и своим близким.
«Судя по всему, инспектор ГИБДД неправильно оценил ситуацию, ему не следовало составлять протокол за перевозку ребенка без специального автомобильного кресла, поскольку мальчик просто не может сидеть», — пояснил Зима, отметив, что речь идет об «ошибке конкретного человека». Собеседник издания сообщил, что прокурор Ленинского района в судебном порядке будет защищать интересы ребенка-инвалида и его отца.
Официальный представитель регионального управления ГИБДД полковник Светлана Яшнова затруднилась прокомментировать ситуацию, отметив, что ведомство пока не сформулировало свою позицию. Ранее в инспекции заявляли о правомерности действий инспектора, а также о том, что Александр Кастолин «сам настаивал на том, чтобы его привлекли к административной ответственности».
Заместитель начальника ГИБДД России Владимир Кузин также отказался комментировать «Газете.Ru» инцидент в Ульяновске: «Я эту ситуацию не комментирую. Пусть она обсуждается».
В среду, 26 октября, резонансное дело о неправильной перевозке ребенка-инвалида будет рассматривать Ленинский районный суд. «Я понимаю, что буду судиться не просто с ГИБДД, а с системой. Но мне не оставляют выбора. Я спасаю своего ребенка, а мне лишь вставляют палки в колеса», — рассказал «Газете.Ru» Александр Кастолин. Он признался, что по-человечески не может понять лейтенанта полиции Андрея Чернова, который «мурыжил его и семью».
«Мы ждали оформления протокола полтора часа. Вместе с нами он остановил несколько машин и сказал, что будет оформлять по очереди. Одна женщина вступилась за нас и попросила оформить нас первыми, без очереди. Но он буквально послал ее подальше — дескать, не выступай, сядь в машину.
Все это время наш сын находился в автомобиле, который на холостом ходу плохо обогревается. Мы торопились домой, поскольку ребенку надо давать лекарства строго по времени. Но этому инспектору, похоже, было все равно», — пожаловался Кастолин.
Он также рассказал, что ему звонили из ГИБДД и предлагали «заменить штраф на замечание». «Я не согласился. Это же не решение проблемы. Ну, вынесут замечание. А дальше что? Мне же все равно надо ездить, возить сына на этой же машине на процедуры и к врачам. И каждый раз меня так мучить будут?» — недоумевает мужчина.
Несмотря на широкий резонанс, реакции на произошедшее от областных властей пока не последовало. Уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области Людмила Хижняк заявила «Газете.Ru», что не встречалась с семьей Кастолиных, «чтобы не отвлекать беспричинно». «Вопрос очень серьезный, он требует проработки, вопрос в работе. Мы направили запросы во все инстанции. Договорились провести на следующей неделе рабочее совещание по этому вопросу. Мы работаем над ним и будем и дальше работать, пока не поймем, как решить его», — заявила Хижняк, отметив, что пока не обращалась к главе региона за помощью.
Уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова в пятницу, 21 октября, была недоступна для комментариев. Однако источник в аппарате омбудсмена пояснил «Газете.Ru», что она в курсе ситуации в Ульяновске. «Проблема ведь не только в одной семье. Таких больных детей по всей стране — тысячи. Можно, конечно, найти два миллиона и купить спецавтомобиль. Но что делать со всеми остальными — непонятно», — пояснил собеседник издания, отметив, что решением данной проблемы в первую очередь должны заниматься региональные власти.
Экс-глава ГИБДД России Владимир Федоров заявил «Газете.Ru», что необходимость внесения изменений в законодательство, регулирующее перевозку детей, назрела. «Сенатор Валерий Рязанский уже стал инициатором таких изменений. Теперь дело за Министерством транспорта и МВД. Думаю, что дополнить закон не так и сложно», — пояснил он. По словам Федорова, основная вина в этой ситуации лежит на инспекторе и его руководстве, «которое не научило его правильно реагировать на конфликтные ситуации». «Решение в данном случае надо было принимать на уровне сознания, а не закона. Всех вещей законом не предусмотришь. ГИБДД стоит почаще проводить занятия со своими сотрудниками, обучая их не только ПДД, но и элементарному обращению с гражданами», — добавил Федоров.
Ранее сообщалось, что ГИБДД начала штрафовать за езду на автомобиле с наклейкой «Инвалид» в том случае, если инвалида в момент остановки в машине не оказывается.