Подержанные машины ушли в минус

В сентябре российский рынок подержанных авто сократился на 0,1%

Курт Рассел в фильме «Подержанные автомобили» (1980) Columbia Pictures
Рынок подержанных автомобилей в сентябре впервые сократился, после семи месяцев наращивания объемов. Тем не менее с начала года спрос на автомобили с пробегом существенно больше, чем в прошлом году, несмотря на продолжающийся рост цен. Эксперты отмечают, что подержанные машины будут пользоваться большей популярностью в сравнении с новыми и в обозримом будущем.

С февраля по август продажи неизменно увеличивались по отношению к прошлому году, но в сентябре в России было продано 461,5 тыс. автомобилей с пробегом, что оказалось на 0,1% меньше, чем за этот же месяц 2015-го. По итогам девяти месяцев продажи подержанных автомобилей, не в пример рынку новых машин, выросли — на 7,4%, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (АППГ).

За этот период было продано 3,84 млн единиц.

Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат».

Лидером вторичного рынка за отчетный период традиционно является Lada, как отмечают в «Автостате», за счет самого большого парка в стране и самых низких цен.

«В первый осенний месяц с автомобилями отечественной марки было совершено 126,9 тыс. сделок, что на 7,8% меньше, чем год назад, — говорит в отчете агентства. — Второе место на вторичном рынке занимает японская Toyota с объемом 51,6 тыс. штук (+4,5%). Замыкает тройку лидеров другой японский бренд — Nissan (24,4 тыс. шт.), у которого реализация легковых автомобилей с пробегом выросла на 3,6%. В первую пятерку также попали Hyundai (20 тыс. шт.; +11,9%) и Chevrolet (19,5 тыс. шт.; +3,1%)».

Продажи большинства других массовых марок на вторичном рынке также растут, при этом наилучшая динамика фиксируется по китайским автопроизводителям. Так, спрос на автомобили Lifan вырос на 38,4%, Geely — на 26,5%.

Вместе с Lada падает спрос на подержанные автомобили прочих российских производителей: «ГАЗ» (4,3 тыс. единиц и -21%), «УАЗ» (3,9 тыс. единиц и -5,5%), «Ока» (2,4 тыс. единиц и -19%) и Moskvich (0,8 тыс. и -21,4%). Кроме того, теряют интерес потребители к автомобилям таких марок, как ZAZ (-9,4%), Daewoo (-2,5%), Suzuki (-3,4%) и Subaru (-3%).

Бестселлер вторичного рынка по итогам прошлого месяца, а также и с начала года — Lada 2114. В сентябре на вторичном рынке было продано 13,6 тыс. единиц.

На втором месте — LADA 2107 с 12,5 тыс. перепроданных экземпляров. На третьей строчке рейтинга прочно обосновалась модель Ford Focus — в сентябре было продано 11,7 тыс. единиц. Еще одной иномаркой в десятке лидеров, помимо Focus, является Toyota Corolla. Остальные позиции верхней части рейтинга занимают прочие модели «АвтоВАЗа».

Как отмечает гендиректор компании «ПодборАвто» Денис Еременко, на рынке подержанных машин началась стагнация после длительного периода, отмеченного растущим спросом.

«С приходом кризиса рынок потерял сезонность, — поясняет Еременко «Газете.Ru». — В 2015 году, например, напрочь отсутствовал традиционный весенний всплеск продаж. Весной 2016 года было то же самое.

Но спрос при этом увеличивался — очень много людей вместо подорожавших новых машин переключились на «вторичку». Компании снимали сливки. Сейчас рынок начинает стабилизироваться, возвращается сезонность, и сентябрьские цифры это подтверждают. Однако новые машины по-прежнему не очень доступны по цене для потребителей, поэтому статистка продаж машин с пробегом после небольшого осеннего спада снова начнет улучшаться.

По словам собеседника издания, спрос потребителей в плане марок и моделей за последние месяцы существенно не изменился, в отличие от цен. «Традиционно лидируют российские и корейские модели. А вот цены на бюджетные модели в сегменте от 400 тыс. до 600 тыс. руб. выросли с начала года примерно на 20%.

Люди, купившие такой автомобиль год-два назад, выгодно для себя продают его сейчас, по той же цене.

В премиум-сегменте, напротив, продавцы существенно снижают цены из-за низкого спроса. Например, иномарка, выставленная за 2,5 млн руб., может подешеветь за месяц на 300–500 тыс. руб.», — говорит Еременко.

«Поскольку некоторые продают свой автомобиль с пробегом и взамен покупают новый, то и рынки новых автомобилей и машин с пробегом взаимосвязаны, — поясняет «Газете.Ru» директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish компании «Рольф» Алексей Баринов. — Как мы помним, в августе рынок продаж новых машин упал на 18%, в сентябре — на 11%. Снижение вторичного рынка на 0,1% в сентябре — это скромная расплата за такое падение. Что касается цен, то они также находятся в зависимости от изменения стоимости новых автомобилей.

Сейчас рост цен на вторичном рынке замедлился, но скоро возобновится».

Как отмечает эксперт, рынок автомобилей с пробегом, несмотря на сентябрьское падение, сейчас находится в фазе роста, а главная его тенденция — переход значительных объемов продаж в руки официальных дилеров.

«У нас в подразделении, например, продажи автомобилей с пробегом выросли за три квартала на 41% в сравнении с АППГ, в сентябре — на 66%, — приводит пример Баринов. — Это связано с тем, что покупатели автомобилей хотят получить гарантии юридической чистоты сделки и честный профессиональный отчет о техническом состоянии автомобиля. Сейчас у дилеров появился мощный инструмент — единая база автомобилей с пробегом, позволяющий упростить процедуру проверки истории машины».