Жалобу на неправомерные действия сотрудников ГИБДД намерен направить в прокуратуру и управление собственной безопасности ГУ МВД Москвы столичный автомобилист Максим Литинский. Молодой человек утверждает, что остановившие его в ночь на 13 октября инспекторы не только избили его за просьбу привлечь к досмотру понятых, но и пытались убедить подписать протокол по факту отказа от медосвидетельствования.
Как рассказал «Газете.Ru» сам Литинский, конфликт между ним и стражами правопорядка произошел около 3.30 утра. 29-летний риелтор в это время подрабатывал таксистом, используя один из популярных мобильных сервисов на арендованном автомобиле Kia Rio. Когда он проезжал Чистые пруды, двигаясь в сторону Мясницкой улицы, Литинский заметил небольшую аварию, оформлением которой занимались сотрудники ГИБДД. Увидев следующий мимо Kia Rio, стражи правопорядка решили заодно проверить и его.
«Я остановился, отдал инспектору документы, тот их проверил, потом попросил открыть багажник. У меня там ничего, конечно, не было, поэтому я сделал все, что он просил, — говорит Литинский. —
Но тут инспектор заявил мне, что я странно выгляжу и напоминаю ему наркомана. Я действительно был довольно уставшим, но вел себя адекватно.
Поэтому и тут я не стал препираться с ним, вывернул все карманы. В них была какая-то мелочь, пара сим-карт и завалявшаяся половинка таблетки «Левитра» (лекарство для поддержания потенции. — «Газета.Ru»). Я объяснил, что это за лекарство. Но сотрудник ГИБДД сразу начал говорить, что я вру и это наркотик типа экстази, и потребовал выложить все из портмоне, чтобы, видимо, поискать остальное.
Делать это без понятых мне уже не хотелось: мало ли что мне могут подложить.
Они предложили в качестве понятого мужчину славянской внешности, который уже некоторое время стоял рядом с ними. Но мне он не понравился — ведь они могли быть знакомы. Поэтому я вежливо сказал, что не против, но попросил найти кого-нибудь другого с улицы».
В ответ на это, как утверждает Литинский, сотрудники ГИБДД вырвали у мужчины его борсетку, поставили на колени, а затем уложили на землю. Когда водитель от неожиданности стал звать на помощь, его только сильнее придавили локтями к земле и нанесли несколько ударов. «Я лежал на асфальте ночью просто в шоке, кричал, — рассказывает автомобилист. — А тем временем они меня обыскивали без всяких там понятых.
Шарили по карманам, потом расстегнули и сняли штаны, стянули ботинки, и все спрашивали, что я принимал и куда я скинул остальное.
Потом меня подняли, и я уже босиком объяснял им, что у меня ничего запрещенного при себе нет. Меня усадили в машину и стали составлять протокол об отстранении от управления транспортным средством, и я даже не понял, по какой причине».
Согласно объяснению Литинского и предоставленным документам (имеются в распоряжении «Газеты.Ru»), в отношении него было составлено определение о возбуждении административного дела по факту управления автомобилем в нетрезвом виде. Стражи правопорядка, мотивируя причины составления документов, использовали формулировку «поведение, не соответствующее обстановке».
«В одном протоколе было написано, что я согласен пройти медосвидетельствование, а в другом — что отказываюсь, — рассказал Литинский. — На составление всех этих документов ушло около полутора часов.
Все это время инспектор убеждал меня подписать отказ от медосвидетельствования — мол, лишат прав всего на 1,5 года.
А так — у меня наверняка положительные результаты, и тогда меня поставят на учет в наркологическую клинику на пять лет, водительских прав лишат еще на три года и нормальной работы я уже не найду. Но я не соглашался это подписывать и просил отвезти меня на проведение медосвидетельствования. Ведь я был совершенно трезв и чист. Тем временем к инспектору подошел кто-то из старших, посмотрел на эту таблетку и сказал, что находка правда похожа на лекарство. Но «мой» инспектор не согласился. В итоге меня все-таки повезли в медпункт на «Войковской», где я сдал все анализы. Кстати, сотрудник ГИБДД, таблетку оставил у себя, не сообщив, для каких целей. К делу ее не приобщили».
Результаты медэкспертизы у меня уже на руках: врачи полностью подтвердили, что я не был пьян или под кайфом.
Только вот в стрессовом состоянии я подписал часть документов, что мне дали, их якобы составляли с моих слов. Я это не проверил, а теперь вижу, что содержание отличается. Понятыми они в итоге сделали двоих рабочих, которые не видели ни моего избитого лица, да и меня в целом в темноте не запомнили, чтобы подтвердить, что я вел себя нормально».
После сдачи анализов, как рассказал автомобилист, к нему на помощь приехал друг, который представился сотрудникам ГИБДД общественным деятелем и сказал, что у них могут быть проблемы из-за того, что они делают. «Мне сразу отдали все документы, личные вещи, протоколы и отпустили, — вспоминает Литинский. — Я же поехал в медпункт и снял побои. У меня зафиксировали ссадины на руках и ногах, на голове, синяки от наручников. Теперь, когда результаты анализов у меня на руках (имеются в распоряжении «Газеты.Ru»), я направляю жалобу».
Личный досмотр — только с понятыми
Юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев Александр Рыбалко в беседе с «Газетой.Ru» поясняет: проверить документы, осмотреть автомобиль, заглянуть в багажник и в салон сотрудник ГИБДД имеет право без понятых. Личный же досмотр должен обязательно проводиться в присутствии свидетелей.
«Причин для проведения досмотра у стражей правопорядка может быть много, и в этом нет ничего страшного, — говорит Рыбалко. — Подозрительное поведение водителя, ориентировка, наводка. Но лезть человеку в карманы, личные вещи можно только при понятых. Полицейские пользуются тем, что в большинстве своем попадаются добропорядочные граждане. Но ведь в такой ситуации подкинуть человеку можно что угодно. Инспекторам же не хочется тратить время на поиск людей, оформление документов — проще ведь проверить все на месте, а уж если что-то нашлось, вызывать свидетелей».
Сотрудники ГИБДД анонимно подтвердили «Газете.Ru», что нередко игнорируют обязательное требование по наличию понятых. Ведь сейчас в качестве доказательств можно использовать видеозапись.
Но и этим они нередко пренебрегают, поскольку «люди чаще всего идут навстречу и не хотят качать права». «У человека обнаруживается что-то подозрительное, вызывается оперативно-следственная группа для проведения изъятия, к примеру, потенциального наркотического вещества, и мы фиксируем этот процесс в присутствии свидетелей, а также делаем фотографии или снимаем все на видео», — рассказали сотрудники ГИБДД, попросившие сохранить их анонимность.
Ранее глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин обращал внимание на то, что у инспектора необходимо поинтересоваться, с какой целью он просит показать ему личные вещи. «Как правило, они говорят, что с целью обнаружить какие-то запрещенные предметы, — говорил Травин. — И если звучит эта цель, то это уже четкий признак именно досмотра, а значит, будьте добры включить камеру или вызвать понятых, обязательно посторонних. И обязательно протокол досмотра.
Без этого все эти обыски машин незаконны.
Правда, если что-то обнаружат серьезное, то могут, конечно, задним числом уже бежать за понятыми, чтобы оформить все как следует, но ведь при первоначальном досмотре и изъятии никого не было. То есть вот это нежелание делать все по закону может сыграть на руку и бандитам. Кстати, приглашение понятых им все же удобнее, чем видеозаписи, — с человеком можно договориться и в случае чего уговорить дать нужные пояснения, а вот с видео уже не поспоришь».
Отметим, что, по словам правозащитников, произошедшее с Литинским — как минимум повод для проведения внутренней проверки и оценки действий инспекторов. В случае если в их действиях действительно обнаружат нарушения, то наказание должны понести не только сами инспекторы, но и их руководство.