Ввести в КоАП статью о систематическом нарушении правил управления транспортным средством рекомендовал в четверг в нижней палате парламента комитет Госдумы по госстроительству. Лишать водительских прав на срок от года до полутора хотят систематических нарушителей, которые минимум три раза за год привлекались к административной ответственности за ряд грубых нарушений ПДД.
В списке рекомендованных для участия в балльной системе нарушений — превышение скоростного режима на 40 км/ч и выше, нарушение правил движения через железнодорожные пути, проезд на запрещающий сигнал светофора, невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, нарушение правил маневрирования, выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного движения, поворот налево или разворот в нарушение требований там, где эти маневры запрещены, а также если водитель не уступил дорогу пешеходу или велосипедисту, пользующимся преимуществом.
Согласно тексту пояснительной записки к законопроекту, нарушителей, которые не имеют прав, предлагается наказывать штрафом от 10 тыс. до 30 тыс. руб.
Исключение в обоих случаях делается только для нарушений, зафиксированных камерами фото- и видеофиксации.
Дело в том, что согласно части 31 статьи 4.1 КоАП РФ при выявлении административного правонарушения, зафиксированного средствами автоматической фиксации, может быть назначено административное наказание только в виде административного штрафа.
Как рассказал «Газете.Ru» зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, в первом чтении документ депутаты рассмотрят уже в пятницу, 7 октября. В случае его принятия заработать нововведение может уже с 1 января 2017 года.
«После принятия у нас будет месяц до второго чтения, и там будем работать над текстом. Я считаю, что сейчас этот вариант слишком жесткий. Хотя и он значительно мягче того, что изначально предлагало МВД, — говорит Лысаков.
— Тем не менее некоторые виды нарушений, поворот налево или разворот через сплошную, из него нужно убрать.
У нас часто разметка противоречит знакам, а знаки — разметке, а они вместе — нормам ПДД. Лишать прав за такое неправильно. Главный смысл всего документа — убрать с дороги особо злостных нарушителей, которые ездят как хотят, имеют десятки неоплаченных штрафов. Это 3–5% водителей. А сейчас закон затронет куда больше людей».
Он отметил, что водителю не обязательно попадаться три раза на одном и том же нарушении из списка — достаточно в течение года совершить три любых из тех, что перечислены в законе.
«Три года назад я предлагал похожий законопроект, только там были баллы, как в СССР. Моя идея заключалась в том, чтобы лишать прав после четырех грубых нарушений ПДД или 15 мелких. Тогда законопроект не прошел, но я по-прежнему считаю, что три нарушения — это слишком мало. Каждый может ошибиться, где-то нечаянно нарушить, и после вступления закона в силу каждое такое нарушение, даже не третье, будет очень коррупциогенным. И каждое теперь «подорожает». Поэтому и я хочу, чтобы ко второму чтению из закона ушли вот такие неоднозначные пункты и наказывалась только определенная группа водителей, как это и прописано в пояснительной записке», — отметил депутат.
Он пояснил, что при превышении скорости будут учитываться только те штрафы, которые сотрудник ГИБДД зафиксирует лично.
«Автоматические камеры — это только штраф. А если инспектор поймал лихача с помощью спидгана, где есть видеозапись, то тогда такое нарушение уже будет учитываться», — уточнил парламентарий.
Повод для коррупции
Между тем замглавы общественного совета при ГУ МВД Москвы Виктор Травин уверен, что принятие законопроекта даст очередной повод для развития коррупции, а часть штрафов просто не будет доходить до бюджета.
«Схожая система была введена в конце 90-х годов, но ее быстро отменили, — говорит Травин «Газете.Ru».
— Потому что последний балл получал мало кто. Было проще откупиться, чем согласиться на решающую отметку. И сегодня принцип балльной системы остается тем же — последний балл никто не захочет получать.
Со стороны бюджета это опять-таки будут большие потери — водитель будет платить гаишникам напрямую, лишь бы не получить «черную метку». Кроме того, этот законопроект предлагает наказывать водителя за нарушения дважды — сначала штраф, а после совершения совокупности нарушений еще и лишение прав».
Травин уверен: если балльная система заработает, то количество сотрудников ГИБДД, работающих на улице с ручными камерами фиксации нарушений ПДД, резко возрастет.
«Их прибавится и в Москве, и в регионах, и у каждого будет свой план, — уверен Травин. — При этом у нас никто не будет разбираться в причинах нарушения ПДД, которые порой вынуждают водителей нарушить правила».
От непристегнутых ремней до превышения на 40 километров
Напомним, что «балльная» инициатива была разработана ГИБДД еще в ноябре 2015 года согласно правительственному плану мероприятий по снижению смертности в ДТП и серьезно дорабатывалась после шквала критики.
В частности, недовольство экспертов вызвал тот факт, что в законопроект добавили самые банальные нарушения — например, нарушение правил стоянки и остановки, маневры без поворотников, несоблюдение требований разметки и прочие часто встречающиеся отступления водителей от ПДД.
В общей сложности в ГИБДД изначально хотели включить в этот перечень более 20 составов нарушений ПДД. Злостных нарушителей предлагалось лишать прав сроком на один год.
В итоге по результатам независимой антикоррупционной экспертизы законопроект был признан коррупциогенным. Кроме того, согласно заключению экспертов, ряд перечисленных в документе нарушений не представляет повышенной опасности для других участников дорожного движения.
К таким нарушениям эксперты отнесли невыполнение требования подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой (ч. 1 ст. 12.14); несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой (ч. 1 ст. 12.16); нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств (ч. 2–4 ст. 12.19); нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов (ст. 12.6); поворот не из крайнего ряда (ч. 1.1 ст. 12.1) и несколько других.
В результате, как ранее пояснял «Газете.Ru» бывший замглавы ГУОБДД Владимир Кузин, из перечня нарушений убрали ряд спорных составов, сократив его вдвое. В частности, из законопроекта исчезли такие нарушения ПДД, как неправильная парковка, непристегнутый ремень, управление ТС с неисправными тормозами. Кроме того, из законопроекта исключили такие нарушения, как превышение скорости на 20 км/ч и выше, выезд на перекресток в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие другим ТС; заезд за стоп-линию и отказ предоставить свое транспортное средство сотрудникам полиции по их требованию. Доработанный проект ФЗ был направлен в правительство 11 января 2016 года.