По данным «Газеты.Ru», в сентябре на российском авторынке было продано около 130 тыс. новых автомобилей, что на 8% меньше по сравнению с сентябрем 2015 года. Общее падение продаж новых автомобилей по итогам трех кварталов достигло 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с начала года в стране было продано около 1 млн 26 тыс. машин, что является рекордно низким показателем за многие годы.
Стоит отметить, что всего несколько лет назад продажи машин в России достигали 3 млн в год.
Кто в плюсе
На фоне общего упадка несколько компаний в сентябре смогли увеличить продажи. Так, реализация машин Lada подросла по сравнению с прошлым сентябрем на 5%. Марка отправила дилерам 22 837 автомобилей. Также выросли продажи: Renault (+15%) — 10 474 автомобиля, Toyota (+18%) — 8419, Volkswagen (+4%) — 7550, Lexus (+51%) — 2301 автомобиль.
На 4% вырос уровень реализации машин Skoda. Всего чешская марка продала в сентябре 4,8 тыс. автомобилей. В сентябре бестселлером Skoda в России вновь стал компактный лифтбэк Rapid: продажи модели выросли на 5,7% и составили 2207 автомобилей. Octavia стала второй. Продажи этой модели выросли на 7,6%, всего клиентам передали 1886 автомобилей. Компактный кроссовер Yeti выбрали в сентябре 597 покупателей.
Кто в минусе
По сравнению с показателями прошлого сентября заметно просела компания Kia (-17%). При этом продажи (13 398 машин), по оценке компании, все равно стали лучшими за весь текущий год. Общий объем продаж Kia с начала года составил 106 708 автомобилей. Согласно предварительным данным,
по итогам трех кварталов 2016 года Kia сохранила за собой первое место по объему продаж среди иностранных брендов в России с расчетной долей рынка 10,4%.
Бестселлерами марки на российском рынке остаются Rio (в сентябре было реализовано 8014 седанов и хетчбэков Kia Rio, а общий объем продаж модели с начала года достиг 62 279 единиц), Sportage (в прошлом месяце на этой модели остановил выбор 1871 покупатель, объем реализации модели в России за три квартала составил 13 119 единиц) и Cee'd (1147 проданных автомобилей в сентябре и 11 616 единиц за девять месяцев).
Не столь ощутимо, но падают продажи и Hyundai (-6%). Так, в сентябре марка реализовала 14 200 автомобилей. Всего за девять месяцев этого года в России продано 101 238 новых автомобилей. Самой продаваемой моделью бренда в России остается Solaris — в сентябре дилеры продали 6498 единиц. Подбирается к позициям бестселлера марки и новый компактный кроссовер Creta (5058 единиц), который «Газета.Ru» совсем недавно протестировала на Алтае. На третьем месте, с куда большим отрывом, находится кроссовер Tucson (599 единиц).
Также, по данным «Газеты.Ru», в сентябре Ford продал 3515 (-27%), Mazda — 2482 (-22%), Mitsubishi — 1443 (-52%), Volvo — 723 (-17%), Chevrolet — 1890 автомобилей (-56%). Традиционно продолжают падать и французы из PSA. Так, Peugeot продал 302 автомобиля (-41%), а Citroen — 243 (-54%).
Выиграют те, кто вложился в локализацию
Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов считает в ближайшие два-три года вперед вырвутся те производители, которые серьезно вкладывались в расширение производственных мощностей и в локализацию. К примеру, это Nissan, Mazda, Ford, которые имеют большие площадки в России, за счет которых можно быстро нарастить производство.
«В настоящее время перспектива сворачивания господдержки программ по трейд-ину и утилизации не так сильно беспокоит автопроизводителей, — говорит Лукашов «Газете.Ru». — Куда бóльшая проблема для них то, что в 2018–2019 годах истекает срок постановления №166 о локализации, которое позволяет автопроизводителям получать субсидии и одновременно снижать издержки по производству автомобилей в России с последующей перспективой их экспорта».
При этом, по оценке эксперта «Газеты.Ru», в России насчитывается около 2 млн потенциальных первых покупателей машин, которые откладывают покупку по разным причинам.
«У таких людей в приоритете находится покупка квартиры, расходы на образование детей, — говорит Лукашов «Газете.Ru». — В этом плане мы выгодно отличаемся от развитых стран, где у большинства домохозяйств машины уже есть.
И маркетологи должны убедить их в том, что машину нужно поменять. Падение реальных доходов населения привело к тому, что сохраняется устойчивый спрос на автомобили нижнего ценового сегмента (до 600 тыс. руб.) и на автомобили верхнего ценового сегмента (от 3 млн руб.). То есть состоятельные люди как покупали дорогие автомобили, так и покупают их. А средний класс переключился на самые бюджетные варианты. Эта ситуация будет сохраняться до тех пор, пока цены на нефть будут невысокими, а экономика будет сохранять свою сырьевую направленность».
Цены будут расти
Аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов уверен, что замедление падения спроса в краткосрочной перспективе все-таки ожидается. Но в долгосрочный период, то есть в ближайшие полтора-два года, на рынок начнут оказывать влияние такие факторы, как прекращение действия соглашений о промсборке, отказ от программ утилизации и трейд-ин.
«Это будет способствовать росту цен в бюджетном сегменте на 15–20%, — говорит Антонов «Газете.Ru». — Рост цен при этом будет планомерным и привнесет сопоставимые потери уровня продаж опять же в пределах 15%».
Лучше всего, по оценке эксперта, себя будут чувствовать производители, концентрирующиеся в бюджетном сегменте. При этом тройка лидеров в нем — «АвтоВАЗ», Kia и Hyundai — вряд ли претерпит изменения. Он уверен: то, что текущие показатели продаж бюджетных «корейцев» заметно просели в сентябре, не отменяет того факта, что продаются они значительно лучше, чем «европейцы» в том же сегменте, например такие, как VW и Toyota. Последние хотя и демонстрируют рост продаж по итогам периода, в абсолютных величинах все так же далеки от «народных» марок.
<3> Как отмечает в беседе с «Газетой.Ru» PR-директор компании «Рольф» Светлана Браницкая, в последнее время премиум-марки перестали быть основным локомотивом рынка, а
«Оснований прогнозировать рост авторынка в обозримом будущем у нас нет, — считает Браницкая. — Напротив, лишь благодаря программам господдержки рынок удерживается от еще более стремительного падения. При этом программа утилизации практически исчерпала свой потенциал. А вот программа льготного кредитования стимулирует спрос заметно более эффективно. В брендах, где под ее действие попадают модели, обеспечивающие основные объемы продаж (например, Ford, Hyundai), по госпрограмме проходит до трех четвертей кредитных сделок. Однако искусственное ограничение максимальной цены моделей, которые могут участвовать в программе, на уровне 1,150 млн руб., оставляет без поддержки продажи многих современных и технологичных моделей, продаваемых в России. Поэтому отмена верхнего ценового порога даст рынку новый импульс».
Отметим, что, по данным Минпромторга, с января по август в России по программам льготного кредитования куплено 178 980 автомобилей.