Ловить лихачей станет проще
Кузин рассказал о подготовке нормативной базы для внедрения упрощенной схемы рассмотрения обращений граждан, жалующихся на нарушителей ПДД. Речь идет о данных, которые водители смогут присылать через смартфон при помощи специального мобильного приложения. Ранее соответствующий законопроект был внесен в Госдуму правительством. «Подача через мобильное приложение сообщения о нарушителе позволит реагировать без перепроверки и дополнительного установления личности заявителя», — сказал замглавы ГИБДД.
«Установлены сроки внесения предложений, они будут поступать в Госдуму, когда там определятся по составу комитетов. Думаю, что активная работа начнется уже после 5 октября, после первого пленарного заседания. И мы надеемся, что в новый год мы войдем уже с новыми нормативными актами, с новыми нормами, — отметил Кузин. — Сразу оговорюсь, это принятие нормативного акта возможно с нового года. Вопрос вступления в силу будет установлен законодателем. Может быть, не с 1 января, а с 1 июля. Вопрос ведь еще и в необходимости подготовить чисто технические вопросы. Само мобильное приложение должно получить четкое техническое задание, оно должно быть изготовлено, должно стать доступно для граждан. И самое главное, портал госуслуг должен быть готов их принять».
Разработкой приложения занимаются Минсвязь и МВД.
Автор многих «автомобильных» поправок депутат Госдумы Вячеслав Лысаков в связи с заявлениями Кузина напомнил о важности разработки софта не только для смартфонов, но и для видеорегистраторов.
«Ни один нормальный человек не будет постоянно стоять на дороге с включенным смартфоном, с тем чтобы ждать, когда кто-нибудь нарушит ПДД», — заявил Лысаков, отметив, что в случае с видеорегистратором фиксация нарушений будет намного эффективнее.
Впрочем, чтобы начать пользоваться новым сервисом, водителям мало будет просто скачать приложение. Помимо регистрации на госуслугах необходимо также для авторизации получить цифровую подпись. Это поможет приравнять присланные материалы к тем, что поступают в ГИБДД с камер фотовидеофиксации нарушений ПДД, то есть рассматриваться они будут в автоматическом режиме.
Такая система авторизации позволит значительно упростить систему обращения граждан в ГИБДД по поводу нарушений правил другими участниками дорожного движения.
В результате такие видео будут иметь одинаковую юридическую силу, как и файлы, полученные с помощью системы автоматической фотовидеофиксации.
«Сразу после поступления файла через приложение будет формироваться постановление о наложении штрафа. Конечно, все сообщения будут фильтроваться и некорректные из них отбраковываться», — отметил Лысаков.
Бюрократия на страже нарушителей
Рассказал Владимир Кузин и о том, как сейчас в ГИБДД работают с обращениями граждан о нарушителях ПДД. «Сейчас законодательство уже позволяет активно работать с такими обращениями граждан. Мы берем у заявителя письменное пояснение, подозреваемое лицо проверяется и при подтверждении привлекается к ответственности.
Процедура очень длительная и сложная, зачастую граждане отказываются писать заявления, чтобы не раскрывать информацию о себе», — рассказал Кузин.
И действительно, нынешнее законодательство подразумевает, что водитель, на которого пожаловались, сможет получить все личные данные человека, который написал обращение. По мнению многих экспертов, это едва ли не главная причина того, что «стукачество» среди водителей не слишком распространено.
При этом Кузин привел статистику, согласно которой доля достоверных сообщений о пьяных водителях, поступающих от граждан, весьма высока. «Например, общественники контролируют водителей в некоторых заведениях, где те могут употреблять спиртные напитки. По внешним признакам общественники определяют, что данное лицо может совершить нарушение, информируют дежурные части, на сигнал выезжают сотрудники полиции и изымают водителя из участия в дорожном движении. Практически половина сообщений подтвердилась», — рассказал Кузин.
ГИБДД хочет балльную систему
В своем выступлении представитель Госавтоинспекции в очередной раз выразил позицию ведомства по возврату существовавшей в СССР так называемой балльной системы — лишения прав за систематическое нарушение ПДД. Добиться ее внедрения ГИБДД, несмотря на конкретные шаги, пока так и не удается.
«Есть нарушители, которые нарушают из раза в раз, в принципе негативно относящиеся к нормам поведения на дорогах. Таких лиц нужно изолировать из участия в дорожном движении, нужно прекращать им право управления, — сказал Кузин.
— Я в очередной раз повторю, что это называется систематическим нарушением ПДД. Да, пока на сегодняшний день нормативно это не закреплено, нет соответствующей ответственности. Но мы с настойчивостью все-таки попытаемся провести эти предложения, чтобы законодатель ввел такую ответственность.
Чтобы такие лица изымались из числа участников дорожного движения и не доводили до тяжелых последствий».
Снижение максимальной скорости нужно обосновать
Рассказал Кузин и о позиции ГИБДД по поводу новых планов властей Москвы по снижению максимальной разрешенной скорости в столице до 50 км/ч. В частности, в ведомстве не разделяют позицию дептранса Москвы, который в настоящее время во второй раз пытается добиться законодательного снижения максимальной скорости в столице до 50 км/ч. По мнению Кузина, местные власти уже имеют все необходимые инструменты для регулирования скоростного режима и принимать новые нормативные акты не нужно. «В целом вводить единый критерий, например понизить во всех городах скорость движения с 60 до 50 км/ч, этому нужно серьезное обоснование. Потому что у нас разные города, разная плотность населенных пунктов.
Внести понижение скорости для всей России — нужно спросить всю Россию. А на конкретном субъекте, городе решение может приниматься и так местными властями.
Главное, чтобы они тоже могли объяснить населению, почему можно ехать здесь только 30 км/ч, а здесь только 50 км/ч», — заявил замглавы ГИБДД России.
Он напомнил, что в Москве на многих вылетных магистралях, где нет пересечений с улицами, установлен режим 80 км/ч. На Московской кольцевой дороге, хотя она формально тоже находится на территории населенного пункта, установлено максимальное ограничение 100 км/ч. При этом в других местах есть ограничение и 40 км/ч, и 30 км/ч, отметил представитель дорожной полиции.
В то же время, по его словам, вопросы изменения границ скоростного режима в России поднимаются достаточно часто, а в некоторых аспектах они рассматриваются и сейчас.
«Например, существующее ограничение мотоциклистам в 90 км/ч на магистралях, где всем разрешено 110 км/ч. Вопрос такой рассматривается.
При строительстве новых магистралей, где инфраструктура позволяет безопасно держать скорость выше, чем 110 км/ч, вопрос рассматривается — он фактически решен уже, чтобы разрешить скорость до 130 км/ч», — сообщил он.
Пьяных проверят на «идиотизм»
Кузин поведал, что в России может быть введено дополнительное «медицинское сопровождение», похожее на практикуемый в Германии так называемый Idiotentest.
Это специфическое психологическое тестирование, которое вынуждены проходить пойманные за рулем в пьяном виде водители и злостные нарушители ПДД. Прохождение теста зачастую сопряжено со значительными материальными расходами на подготовку к нему, а сами вопросы и ответы на них весьма парадоксальны и могут поставить в тупик любого нормального водителя. Кузин отметил, что в российских условиях речь может идти о водителях, которые совершили три и более серьезных нарушения ПДД, заранее определенных законом.
«Что касается самого вопроса дополнительной проверки водителя, на сегодняшний день такие усиленные требования уже есть. Это пересдача, в ходе которой лицо проходит дополнительное медицинское освидетельствование и подтверждает знания ПДД для возврата водительского удостоверения. Эти меры сейчас связаны в большей степени с водителями, задержанными в состоянии опьянения», — рассказал Кузин.
Впрочем, «пьяных» лишенцев среди водителей меньшинство, а проходить дополнительную проверку на знание правил приходится любому водителю, лишенному прав. Пьяных за рулем вскоре ждут новые репрессии. «Если он неоднократно совершает нарушения в состоянии опьянения, то его нужно контролировать. То есть с ним должен проводить беседы врач-психиатр, врач-нарколог и другие специалисты», — сказал Кузин. Впрочем, исходя из его слов, пока все эти меры лишь разрабатываются и до их конкретной реализации, как это нередко бывает, по тем или иным причинам может не дойти.