Первые кремлевские лимузины на базе Единой модульной платформы (ЕМП) в рамках проекта «Кортеж» поступят в распоряжение Гаража особого назначения (ГОН) до конца текущего года. Апробацию в реальных условиях пройдут 12 экземпляров, которые будут испытывать сотрудники Федеральной службы охраны (ФСО). С середины 2018 года купить автомобиль на той же платформе, что и у президента, сможет любой желающий. Об этом заявил глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью «Российской газете».
«Первую серийную партию автомобилей в рамках проекта «Кортеж» поставят до конца этого года, — заявил Мантуров. — Партия должна пройти апробацию, то есть техника будет эксплуатироваться в реальном режиме времени в ГОН.
После этого, с середины 2018 года, автомобили будут общедоступны — лимузины, седаны, SUV и микроавтобусы предложат всем желающим. Никаких ограничений, как во времена Советского Союза, когда подобные автомобили были доступны только членам политбюро, не будет».
По словам Мантурова, в случае с автомобилями для широкой публики с самого начала будет вестись мелкосерийное производство — 250–300 автомобилей в год. Впоследствии возможно его расширение.
«Мы рассчитываем, что эта платформа (Единая модульная платформа. — «Газета.Ru») будет использоваться и для автомобилей более доступных форматов, — сказал Мантуров.
— С Sollers и УАЗом мы отрабатываем возможности создания небольшого, более дешевого внедорожника на этой базе. Мы исходим из того, что общий объем будет около 5 тыс. единиц».
Кто возьмется за проект
Мантуров не уточнил, на какой именно площадке будут собирать первые мелкосерийные партии машин для массового покупателя.
В Минпромторге на вопрос «Газеты.Ru» о том, будет это НАМИ или Sollers, ответить не смогли.
При этом источники «Газеты.Ru» в ведомстве заявили, что заявления министра стали для них сюрпризом.
Между тем если в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте НАМИ планируют обеспечить лимитированный выпуск автомобилей для кортежа президента, то для производства более серьезных партий у института нет необходимых мощностей и персонала.
О том, что институт может производить только небольшие партии автомобилей, не раз говорили его представители, рассказывая о собственных проектах и разработках.
К примеру, для того, чтобы производить беспилотник «Шатл», НАМИ скооперировался с КамАЗом, чтобы, в частности, использовать их производственные мощности. В НАМИ подсчитали, что для начала производства им необходим заказ на 50–100 беспилотников в год при общем парке в стране 400–500 штук. С мнением о том, что НАМИ не сможет обеспечить такие объемы производства, согласились несколько ведущих автомобильных экспертов, которых опросила «Газета.Ru», а также представители автокомпаний. Также участники отрасли считают, что в целом нет никакого смысла делать из института производственную площадку. Отвечать на запрос «Газеты.Ru» об объемах производственных мощностей в пресс-службе НАМИ категорически отказались.
В свою очередь в пресс-службе Sollers «Газете.Ru» смогли лишь подтвердить достигнутую договоренность с Минпромторгом о производстве автомобилей на базе ЕМП и готовность к участию в проекте.
От дальнейших комментариев в компании отказались, сославшись на конфиденциальность информации.
Между тем близкие к компании Sollers и проекту «Кортеж» источники «Газеты.Ru» поясняют, что до тех пор, пока не будет завершена стадия НИОКР, над которой работают в НАМИ в кооперации с Минпромторгом, говорить даже о начале подготовки к производству слишком рано.
«Сначала в Sollers должны получить окончательные документы по проекту, полный конструкторский пакет, — пояснил источник «Газеты.Ru». — Пока же на предприятии никаких заказов не получали и документов не видели. До этого времени готовиться к старту производства нет смысла — поменяется один пункт, и все придется начинать заново.
При этом заказанные объемы производства должны значительно превышать названные 250–300 автомобилей. Производить такое количество машин в условиях, когда любое автомобильное производство заточено под большие объемы, нерентабельно. Sollers ведь не выпускают Bentley или Ferrari, которые собирают вручную чуть ли не в единичных экземплярах».
Автомобили проекта «Кортежа» обрели собственное имя?
В понедельник стало известно, что НАМИ подал в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака Aurus.
Как следует из документов патентного ведомства, НАМИ подал на регистрацию сразу три заявки, содержащие словесное обозначение товарного знака Aurus, логотип и комбинированную эмблему.
«Словесное обозначение Aurus образовано начальными слогами слов Aurum (лат. золото) и Russia (лат. Россия). Слово Aurum символизирует величие, первенство, превосходство, процветание.
Окончание RUS связывает все вышеперечисленные характеристики с нашей страной. Изобразительное обозначение представляет собой стилизованную четырехлучевую звезду с вытянутыми боковыми лучами и символизирует правильность выбранного пути», - цитирует заявку агентство «Москва».
Все три заявки поданы по классам международной классификации товаров и услуг (МКТУ), включающим автомобили и автоаксессуары.
Гендиректор радио «Страна», автоэксперт Игорь Моржаретто считает, что в НАМИ можно будет собрать первые 300 экземпляров, но при условии, что это будет установочная серия. То есть первая промышленная партия, изготовленная в период освоения производства по технической документации серийного автомобиля.
«Вполне возможно, что НАМИ осилит первую партию производства — были слухи, что они поспешно закупали дополнительное оборудование, — сказал Моржаретто «Газете.Ru».
— Ведь нет речи о том, чтобы в НАМИ стояли на площадках все 300 экземпляров. Можно сотню, к примеру, отправить на краш-тесты, часть отправить на другие испытания. Ну а дальше, конечно, надо будет перебираться на мощности Sollers. Компания в этом заинтересована, и мощности УАЗа также могут пригодиться».
Отметим, что заявление министра окончательно подтвердило предположения о том, что ведомство не смогло достичь договоренности с Ford Sollers. Эту компанию называли одним из претендентов на выполнение заказа. Однако, как сообщала «Газета.Ru» со ссылкой на знакомые с проектом источники, за запуск производства на своих мощностях гендиректор Sollers и УАЗ, член совета директоров СП Ford Sollers Вадим Швецов запросил слишком высокую цену.
При том что общие инвестиции в проект вице-премьер Аркадий Дворкович оценивал в 22–24 млрд руб., Швецов якобы запросил около 80–90 млрд руб.