Столичные таксисты так и не смогли организовать обещанную масштабную акцию протеста против агрегатора «Яндекс.Такси». Планировалось, что в знак протеста против снижения минимального тарифа до 99 руб. за поездку столичные извозчики с 23 по 26 сентября будут игнорировать данный сервис. Однако сделать акцию по-настоящему заметной не получилось — в «Яндекс.Такси» уверяют, что на линии в пятницу работает стандартное количество машин.
«Сейчас у нас на линии более 11 тыс. машин, — заявила «Газете.Ru» в пятницу днем представитель «Яндекс.Такси» Элина Ставиская. — Это стандартная цифра для данного времени, и никаких необычных явлений, связанных с нехваткой водителей, мы не заметили. Для пятницы в целом характерен повышенный спрос. Пятница и суббота — это недельный пик по заказам такси, и если в каких-то районах есть повышенный спрос, то время подачи машины может возрасти, но незначительно. Но все это обычные факторы».
При этом представитель агрегатора не исключила возможных уступок таксистам в дальнейшем.
«Конечно, в случае массового недовольства мы могли бы пересмотреть тарифы, однако сейчас ни о каких по-настоящему массовых забастовках или протестах речь не идет. О них говорят отдельные активисты, пишет пресса, но подавляющее большинство водителей остались с нами и работают в обычном режиме, — отметила Ставиская. — Тем более что сами тарифы не взяты с потолка. При их внедрении мы учитывали точку зрения таксопарков и самих водителей, и их доход не должен снизиться».
Напомним, что поводом для крупнейших за последнее время выступлений столичных таксистов стало решение агрегатора снизить с 19 сентября минимальную стоимость поездки по всем тарифам, в частности «Эконом». Стоимость поездки по нему уменьшилась со 199 до 99 руб.
За эту сумму днем можно совершить поездку длиной 2 км или продолжительностью 5 минут (до этого продолжительность минимальной поездки была 10 минут). Каждый следующий километр и каждая дополнительная минута в дороге будут стоить 9 руб. Свое решение в «Яндексе» объяснили желанием сделать короткие поездки на такси дешевле и привлечь дополнительный трафик.
Однако с таким решением не согласились многие водители. У офиса «Яндекс.Такси» прошло несколько акций протеста, в том числе с задержанием полицией нескольких активистов. Троим из них по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» грозит штраф на сумму от 150 тыс. до 300 тыс. руб., либо обязательные работы на срок до 200 часов, или арест на срок до пятнадцати суток.
Активисты призвали коллег бойкотировать сервис и пообещали, что к протесту присоединятся тысячи водителей. Тем не менее пока об успехе предприятия говорить не приходится. Протестующие сообщают об успешных действиях лишь в отдельных районах столицы.
Например, телеканал «Дождь» (организация включена Минюстом в список иноагентов) сообщил, что в районе Раменки на западе столицы десятки таксистов отказывались принимать заказы, из-за чего увеличился коэффициент поездки.
По словам активиста Сергея Кретова, в разных частях района водители стояли с открытыми приложениями и не принимали заказы. Из-за этого коэффициент стоимости поездки в Раменках, по его словам, возрос до 2,0.
«В сегодняшней акции, помимо 30 машин нашей организации, принимали участие и те, кто не знал о забастовке. Присоединились еще более 60 машин», — рассказал он.
Впрочем, среди таксистов есть и другие настроения.
«Конечно, новые тарифы не нравятся никому из нас, но с «Яндекс.Такси» работают водители из самых разных таксомоторных компаний, они разобщены, нет какой-то серьезной объединяющей силы, поэтому протест, конечно, вряд ли будет массовым, — рассказал «Газете.Ru» один из водителей, давно сотрудничающий с «Яндекс.Такси» и попросивший не называть своего имени.
— Расчеты агрегатора опровергаются реальными условиями, чтобы заработать что-то, нужно работать 16–18 часов в сутки, делать так — всерьез рисковать пассажирами. А полностью отказаться от «Яндекс.Такси» сложно — у них слишком много заказов. Поэтому многие сейчас просто отключаются от тарифа «Эконом», чтобы не принимать невыгодные заказы и не терять рейтинг за отказ от них».
Заместитель главы межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Панков также не смог подтвердить «Газете.Ru» наличие большого числа бастующих водителей в пятницу.
По его словам, ситуация может разрешиться в понедельник, когда таксисты проведут встречу с главой департамента транспорта Москвы Максимом Ликсутовым и агрегаторами такси.
«У нас в пятницу вечером состоится встреча забастовочного комитета, на котором будет окончательно согласована наша позиция, — рассказал Панков. — Мы подготовим перечень просьб и предложений, точно все сформулируем, чтобы в понедельник изложить властям города. Я уверен, что агрегаторы пойдут на уступки. У нас есть разные варианты давления на них. Я вхожу в общественный совет Минтранса, будем там пытаться что-то сделать, если не поможет, через суд попробуем, еще как-то. Ситуация с агрегаторами назревала не один год, и она почти достигла апогея, так что нужно как-то все это уже урегулировать с учетом и наших интересов. А так получается, что Gett, Uber и «Яндекс» между собой там борются и конкурируют в своем виртуальном мире, не учитывая реальность. Мы хотим быть услышаны, чтобы все работали в одной обойме — профсоюзы, бизнес и власть».
Панков уверен, что при сохранении нынешних тарифов на рынке будет все больше неквалифицированных мигрантов, которые готовы работать за любые деньги. «Но все прекрасно знают и понимают, что это за водители. Как правило, сильно уставшие, не соблюдающие ПДД, не всегда хорошо говорящие по-русски. У нас и так такси самый опасный вид общественного транспорта — тут вообще на безопасность не расходуется таких средств», — отмечает он.
Таким образом, многое будет зависеть от предстоящей встречи с участием Максима Ликсутова. Столичные власти пока не заняли в конфликте чью-либо сторону и лишь обещают помочь прийти к компромиссу. Однако ранее город уже давал понять, что выполнение одного из основных требований таксистов — унификации тарифов всех крупных агрегаторов такси — на практике неосуществимо.