Выхлоп на всю Европу

Дизельные Volkswagen оказались самыми чистыми в Европе

Анатолий Караваев
034Motorsport
Год спустя после «дизельгейта» — небывалого скандала, связанного с намеренным занижением выхлопов дизельных машин Volkswagen, — эксперты пришли к неожиданному выводу: модели крупнейшего немецкого концерна оказались самыми чистыми на европейском рынке, а дизельные машины большинства производителей на тестах и в реальной жизни выбрасывают разное количество веществ.

Базирующаяся в Брюсселе негосударственная экологическая организация Transport & Environment привела данные исследования, касающегося уровня выхлопов автомобилей на европейском рынке. Анализ привел к неутешительным выводам: десятки миллионов автомобилей на европейском континенте загрязняют атмосферу сильнее, чем положено.

При этом изрядно подмочивший свою репутацию концерн Volkswagen по экологическим стандартам «евро-6» в настоящее время показывает самый лучший результат на континенте среди всех продаваемых в Европе марок. Тем не менее даже самый низкий показатель выбросов у немецкого концерна оказался выше разрешенных лимитов.

Были проанализированы тестовые данные выхлопов 230 различных дизельных моделей. Исходные данные для расчетов организация получила в том числе от правительств Германии, Франции и Великобритании. При этом в основном учитывались показатели загрязнения, которые автомобили имеют при реальном движении на дорогах.

Оказалось, что нормативы «евро-6», которые изначально рассматривались как крайне «антидизельные», некоторые производители умудрились превысить в 15 раз. Речь, в частности, идет о показателях по такому опасному соединению, как оксиды азота.

European Federation for Transport and Environment

Именно такой неприглядный результат показали дизельные машины итальянского Fiat и японской Suzuki. Не намного лучше оказались дела и у машин альянса Renault — Nissan (14 раз), который активно работает в России, где владеет «АвтоВАЗом».

В десять раз превысил нормативы ушедший из России Opel, почти в восемь раз — Hyundai и более чем в шесть раз — Mercedes. Именно этот рейтинг и замкнул Volkswagen, дизельные машины которого коптят атмосферу, «всего» в два раза превышая нормы «евро-6».

«Через год после «дизельгейта» все производители при попустительстве правительств европейских стран продолжают продавать автомобили с завышенными выбросами. Автомобильная промышленность подмяла под себя регуляторы, и сейчас государства должны встать на защиту своих граждан, чтобы прекратить все это. Только отзыв всех «грязных» дизелей очистит воздух и восстановит авторитет в правовой системе Европы», — прокомментировал результаты один из руководителей Transport & Environment Грег Арчер.

Кроме того, по данным организации, 29 млн дизельных машин в Европе, классифицируемых организацией как грязные, выбрасывают в атмосферу более чем в три раза больше окислов азота, чем это предусмотрено нормами «евро-5».

При этом у большинства этих машин тестовые нормативы как по «евро-5», так и при «евро-6» на испытаниях превышены не были, что наглядно свидетельствует о том, что занижением реальных выхлопов грешит не только Volkswagen, но и остальные производители.

Больше всего, по оценкам организации, «грязных» дизельных машин ездит по дорогам Франции (5,5 млн) и Германии (5,3 млн), а также Великобритании (4,3 млн). Стоит отметить, что высокая популярность дизельных машин в европейских странах во многом обусловлена их экономичностью по сравнению с автомобилями с бензиновым мотором, а также тем, что стоимость дизельного топлива в Европе существенно ниже бензина.

«Настоящий «дизельгейт» — это то, что национальные регуляторы европейских стран закрывают глаза на вопиющие факты фальсификаций с единственной целью — защитить своих национальных автопроизводителей и крупный бизнес. Это убивает десятки тысяч людей ежегодно», — отмечает Арчер.

Напомним, что разразившийся в сентябре 2015 года скандал, позже названный «дизельгейтом», стал одним из крупнейших скандалов в мировом автопроме за последние десятилетия. Оказалось, что компания намеренно обманывала регуляторы и потребителей, специально занижая показатели выбросов своих дизельных моторов. Помимо отставки руководства, резкого снижения мировых продаж, миллиардных исков, Volkswagen пришлось выплачивать компенсации автовладельцам. Правда, деньги — примерно по $5,1 тыс. — достались только американским клиентам марки, где претензии к производителю, в том числе и в виде судебных исков, были наиболее проблемными для компании. Общие затраты на ликвидацию последствий скандала оцениваются в $15–20 млрд.