В среду Гагаринский райсуд Москвы приступил к рассмотрению самого скандального за последние месяцы уголовного дела. Лихая погоня полицейских с премиальным немецким внедорожником без номеров, но с полупьяными пассажирами взбудоражила не только высоких полицейских начальников, но и все общество.
Еще до начала заседания несколько ушедший в тень за последнее время хозяин Mercedes сын вице-президента НК «ЛУКойл» Руслан Шамсуаров вновь оказался в эпицентре внимания. Прямо в здании суда он напал на журналистку РАПСИ, которая попыталась с ним заговорить.
«Я подошла к нему, чтобы узнать его позицию насчет обвинения, и он резко выхватил у меня телефон, опустил его на лестницу и начал меня толкать, пихать и очень грубо высказываться в мой адрес. Я ничего не могла ему ответить, пошла подбирать свой телефон. Ни приставов, никого рядом не было, никто этого не видел, только моя коллега и, соответственно, он сам и его друзья», — рассказала «Вестям.ФМ» пострадавшая журналистка Евгения Соколова.
Уничижительные тирады в адрес девушки слышал и корреспондент «Газеты.Ru» — Шамсуаров унизил ее не менее жестко, чем сотрудников ГИБДД, за что в том числе и оказался под следствием.
В ходе самого заседания выяснились интересные данные о личности обвиняемых. Так, Виктор Усков, проучившись три курса в техническом университете в Комсомольске-на-Амуре, перебрался в Москву, где обосновался на Крымском Валу. Сферу занятий он обозначает как «индивидуальный предприниматель». При этом Усков в 2013 году был судим по ч. 3 ст. 158 УК РФ (кража), после чего суд помимо прочего назначил ему четыре года испытательного срока. Не исключено, что если Ускова в итоге признают виновным, то его итоговый срок заключения с учетом прошлых подвигов окажется выше.
Водитель Mercedes Абдувахоб Маджидов, как оказалось, работает администратором и тоже имел проблемы с законом — в 2014 году его приговорили к штрафу в 6 тыс. руб. Кроме того, при задержании с друзьями у Маджидова были изъяты водительские права на другое имя. Однако затем документ потерялся и в материалах дела его нет. Если бы права удалось сохранить в деле, Маджидову грозила бы статья еще и за подделку документов.
Уже в ходе заседания заскучавшие молодые люди углубились в смартфоны. Под глазом Ускова красовался внушительный синяк, который он поначалу пытался неуклюже скрывать.
После изучения личностей подсудимых гособвинитель зачитал обвинительное заключение. Там, в частности, отмечалось, что фигуранты «вступили в преступный сговор, разделив между собой преступные обязанности».
Шамсуаров, было оглашено в зале суда, доверил управлять автомобилем Маджидову «для агрессивного вождения и давал советы, как нарушать ПДД».
Комментируя видеозаписи, сделанные обвиняемыми, прокурор отметил, что они «глумились над личными и профессиональными качествами сотрудников полиции».
«Они обладали чувством вседозволенности и безнаказанности. Публикации видеозаписей деформировали сознание граждан», — отметил прокурор.
Он также пояснил, в чем заключалась угроза для жизни сотрудников полиции, которые гнались за Mercedes. Находившийся за рулем Маджидов «умышленно резко тормозил», создавал аварийные ситуации для других водителей и пешеходов. В суде также оказалось, что погоня за нарушителями велась на трех автомобилях, включая Mercedes E-класса. Сидевший за рулем служебной иномарки инспектор ДПС, как оказалось, прошел специальные курсы, поэтому, несмотря на заметное техническое превосходство элитного внедорожника, полицейские смогли догнать нарушителей. При этом в суде прозвучала невероятная цифра в 250 км/ч — примерно с такой максимальной скоростью проходила дорожная дуэль молодежи и полиции.
Обвинение всем трем было как под копирку, но никто из них по существу с ним не согласился. «Угроза применения насилия — это тут лишнее, а по поводу оскорблений еще можно порассуждать», — прокомментировал позицию прокурора Усков. Два остальных фигуранта также не признали вину.
Примечательно, что в перерыве обвиняемые еще раз просматривали скандальные видеоролики вместе с полицейскими, которые их преследовали. При этом все они находились в отличном настроении.
При допросе в суде личных претензий в адрес молодых людей не высказывали.
Напомним, что скандальная история группы молодых людей, решивших «подразнить» полицию, тянется с конца мая.
«По версии следствия, 22 мая 2016 года Маджидов, Шамсуаров и Усков, двигаясь по Ленинскому проспекту в сторону МКАД, грубо нарушали правила дорожного движения на автомобиле Mercedes-Benz, — ранее сообщили в пресс-службе Следственного комитета. — Молодые люди, осознавая, что их действия пытаются пресечь сотрудники ДПС, осуществляющие их преследование на служебном автотранспорте со специальными опознавательными знаками и сигналами, продолжали совершать опасные маневры, создающие реальную угрозу жизни и здоровью сотрудников полиции.
При этом обвиняемые вели видеозапись происходящего и, придав максимальную публичность своим действиям, транслировали ее в сети интернет, сопровождая свои действия оскорбительными высказываниями в адрес сотрудников полиции».
Уже после задержания автор трансляции — сын вице-президента «ЛУКойла» Шамсуаров — удалил свой аккаунт, но скандальная запись довольно быстро была выложена неизвестными на YouTube, вызвав бурю возмущения, прежде всего в руководстве столичной полиции, и широкий общественный резонанс.
Примечательно, что, судя по оглашенным в среду материалам дела, следствие посчитало, что это сами обвиняемые «выложили видео в высокопосещаемый ресурс сети интернет». По крайней мере, именно такую версию озвучил представитель гособвинения.
Примечательно, что гораздо больше усердствовали в привлечении к ответственности не следователи СК, а их коллеги из полиции. Выходка обеспеченных юнцов изрядно разозлила руководство столичной полиции, которое потребовало от подчиненных строго наказать молодых людей. Трое из них были привлечены к административной ответственности за мелкое хулиганство и отсидели по 15 суток. Багдасарян, которую признали виновной в тех же деяниях, что и приятелей, дали 10 суток. При этом привлечение четверки к административной ответственности создало проблемы самим следователям, которые сначала пытались привлечь фигурантов дела по самой очевидной в данном случае ст. 213 УК РФ (хулиганство).
Однако столичная прокуратура несколько раз закрывала открытое уголовное дело, поясняя, что дважды, с учетом административного ареста, за одно и то же деяние наказывать нельзя. Именно тогда правоохранительные органы решили привлечь трех фигурантов дела по ч. 1 ст. 318 УК РФ (угроза применения насилия в отношении представителя власти) и ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти).
В качестве оружия, которым молодые люди угрожали полицейским, был признан автомобиль. Ничего подобного с точки зрения классификации за последние годы в похожих случаях по всей стране точно не наблюдалось. Однако, очевидно, прощать дерзкую выходку в ставшем показательным эпизоде молодым людям столичные силовики точно бы не стали.
Помимо проходящей по уголовному делу стритрейсершы Мары Багдасарян в деле есть и пятый фигурант.
Лишь недавно стало известно, что следователи все-таки подтвердили давние предположения СМИ о пятом пассажире Mercedes.
Сейчас подозреваемый 20-летний молодой человек объявлен в розыск.
Следующее заседание в Гагаринском суде пройдет уже в пятницу, 9 сентября.