Официальный отчет о продажах в августе новых автомобилей в России будет опубликован комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в четверг, 8 сентября. По данным источников «Газеты.Ru» среди авторитетных участников авторынка, знакомых с предварительными подсчетами комитета, авторынок сжался в прошлом месяце примерно на 18–19%, а российские автодилеры передали покупателям около 112,5–113,5 тыс. машин.
Таким образом, с начала года объем авторынка составил примерно 895 тыс. автомобилей, что на 14,9% меньше, чем в январе — августе 2015 года.
По данным источников, марка Lada продала в августе 20,9 тыс. автомобилей — на 4% больше, чем за аналогичный показатель прошлого года. Такой же прирост продаж российский производитель демонстрировал и в прошлом месяце.
У большинства крупнейших игроков на рынке динамика продаж по-прежнему отрицательная. Марка Hyundai за прошлый месяц реализовала на российском рынке 11,9 тыс. автомашин — на 5% меньше, чем в августе 2015 года. Компания Kia продала в августе 11,7 тыс. машин (–17%). Компания Renault продала в прошлом месяце 9,1 тыс. автомобилей (–7%), Toyota — 8,5 тыс. (–4%). Volkswagen реализовала на 9% машин меньше — 6,3 тыс.
Больше всего из лидеров рынка просел Nissan — на 30% в сравнении с августом прошлого года при 4,8 тыс. проданных машин (для сравнения: в июле продажи у марки сократились на 8%).
Чешская Skoda в августе реализовала 4,6 тыс. (+7%), а UAZ продал 4 тыс. машин (0%). Таким образом, среди крупнейших автокомпаний, кроме Lada, только этим двум маркам удалось не уйти в минус.
У марки Ford, которая замыкает десятку лидеров, в августе также произошло резкое снижение показателей — падение продаж составило 24% при 3,4 тыс. реализованных автомобилей. Еще в первом полугодии компания отчитывалась о росте, который измерялся двухзначными числами. Однако такая хорошая динамика на фоне падающего авторынка была обусловлена низкой базой прошлого года — тогда Ford чувствовал себя значительно хуже рынка.
В целом продолжившееся в августе падение авторынка отчасти можно объяснить высокой базой — в августе прошлого года начался очередной виток девальвации рубля, который привел покупателей, желающих быстрее избавиться от тающих накоплений, в автосалоны.
Среди других, «нематематических» причин, по которым авторынок до сих пор не может выбраться из затяжного пике, — продолжение роста цен на автомобили.
«Мы не видим роста покупательской способности населения, а значит, многие россияне и дальше будут откладывать покупку новых автомобилей, — комментирует «Газете.Ru» ситуацию на авторынке директор дилерского центра Hyundai «Рольф Алтуфьево» Дмитрий Щербаков.
— Тем временем цены на автомобили медленно, но неуклонно движутся вверх.
Кроме того, премиум-бренды почти перестали быть локомотивом авторынка. Первую скрипку теперь играют продажи недорогих локализованных моделей, которые можно приобрести при помощи программ господдержки».
Собеседник также отмечает, что из-за кризиса вместо новых автомобилей россияне все чаще останавливают выбор на машинах с пробегом. «По итогам августа у «Рольфа» продажи автомобилей с пробегом выросли на 65%, — говорит Щербаков. — Основная тенденция на этом рынке — рост доли официальных дилеров».
И действительно, ситуация на вторичном рынке в этом году складывается более благоприятная. По итогам января — июля объем рынка легковых автомобилей с пробегом составил около 2,92 млн единиц, что на 9,3% превышает аналогичный показатель прошлого года.
Аналитики не исключают, что авторынок может продолжить сжиматься и осенью.
«Ситуация на авторынке закономерна, поскольку потребительский спрос в отношении товаров длительного пользования остается очень слабым, — говорит «Газете.Ru» ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
— Конечно, в какой-то момент должна произойти стабилизация рынка, но пока все говорит о том, что спрос может продолжить сокращаться. Не исключено, что даже в сентябре — октябре мы можем увидеть новые минимумы в продажах новых машин».