В среду открылся Международный московский автосалон (ММАС). Форум проводится в шестой раз, как в предыдущие годы, на площадях МВЦ «Крокус Экспо». Если два года назад под автосалон было выделено около восьми залов в двух огромных павильонах, то теперь все желавшие принять участие в выставке уместились лишь в трех залах, находящихся по соседству. И это при том, что один из них полностью оккупировал Mercedes. К слову, «немцы» — один из трех крупных игроков на российском рынке, участвующих в ММАС. Двое других — «АвтоВАЗа» и Hyundai. Кроме них на ММАС в этом году оказалось лишь несколько китайских брендов: Changan, Geely, DFM и FAW, а также узбекский Ravon и вернувшийся в Россию иранский Iran Khodro.
Все остальные компании, работающие на российском рынке, из-за глубокого кризиса отрасли приняли решение не тратить деньги на аренду и оформление площадей. Кстати, представители компаний поясняли свое решение в том числе и тем, что расценки на аренду оказались в этом году слишком высокими, хотя представители ММАС это опровергали, уверяя, что и так снизили свои тарифы дальше некуда. Так или иначе, несколько месяцев назад большинство крупных автокомпаний начали объявлять о своем отказе выставляться на московском мотор-шоу. Отказы в итоге сократили список участников до минимума.
в отдельном репортаже
Стоит ли говорить, что ожидать громких мировых премьер, как это было в прошлые годы, на этот раз не приходилось. В итоге за новинки на нынешнем салоне полностью отвечал «АвтоВАЗ», в общем-то, как и положено по совести крупнейшему российскому автопроизводителю. Ранним утром в среду недавно назначенный президент «АвтоВАЗа» Николя Мор вышел к журналистам, сказал несколько приветственных слов на неплохом уже русском, чем вызвал оживление среди едва проснувшихся представителей СМИ, и начал (не сам, конечно) срывать серебряные мантии с новых концептов из Тольятти.
Новинок оказалось аж шесть штук. Такое количество премьер, пусть и в формате концепт-каров, вообще редко бывает у компании даже на самых крупных и престижных международных мотор-шоу. «АвтоВАЗ» отдувался за всех остальных!
Гвоздем программы автогиганта стал концепт компактного кроссовера XCODE, выполненный в лимонно-желтом цвете кузова. Концепция предусматривает несколько решений, которые могут в будущем превратиться в жизнь, — это, например, турбомотор, полноприводная трансмиссия, телематическая платформа Lada Connect, позволяющая управлять автомобилем со смартфона.
Также «АвтоВАЗ» впервые продемонстрировал «внедорожные» версии существующих моделей Vesta Cross и XRAY Cross, а также концепт внедорожного универсала Vesta SW Cross. Кроме того, Lada показала концепты спортивных модификаций тех же Vesta и X-Ray.
Вслед за Мором на сцене появился главный виновник успеха компании на ММАС — дизайнер Lada Стив Маттин. Я внимательно слушал его долгую речь, но по ее завершении в голове осталось лишь пять слов: будущее, потенциал, спорт, агрессия и атлет. Их Маттин, переходя от одного концепта к другому, повторял неустанно. С главным дизайнером отечественной марки не поспоришь, концепты и правда выглядят атлетично и по-спортивному. Но правда ли у них есть будущее?
«Пока на рассмотрении, пока мы демонстрируем возможное развитие бренда», — резюмировал дизайнер «АвтоВАЗа». Остается надеяться, что будущие модели в серийном варианте не будут так разительно отличаться (увы, не в лучшую сторону) от своих демонстрационных предшественников, как это произошло с XRay.
в отдельном репортаже
Марка Hyundai, хоть и отважилась поучаствовать в автосалоне, решила не распыляться и показать всего одну модель — компактный кроссовер Creta, который в компании называют потенциальным бестселлером. Правда, ни внешность модели, ни ее характеристики уже не секрет, а компания активно принимает предзаказы. В итоге на весьма внушительном по площади стенде выставлены с десяток одинаковых кроссоверов, чтобы клиенты могли лучше изучить новинку во всех возможных комплектациях.
Да, премьер у Hyundai не было, зато была оглашена неожиданная и приятная новость для тех, кто собирается приобрести бюджетный Hyundai Solaris: теперь к седану будет прилагаться полис каско в подарок.
Что касается Mercedеs, то там и вовсе решили обойтись без презентаций. Хотя показать было что: кроссовер GLC Coupe — конкурент BMW X4. Да и вообще, экспозиция немецкого бренда оказалась самой крупной и состоит из нескольких десятков автомобилей.
Пропустив вперед лидеров российского рынка, свои презентации в день открытия начали проводить «китайцы». В отличие от тех же лидеров, китайские компании не поскупились на то, чтобы организовать на стенде настоящее шоу. Например, на площадке Changan танцевала девушка с обручами.
Компания показала кроссовер CS35 — модель, в общем-то, не новую. Все дело в том, что с недавних пор она собирается в Липецкой области на заводе компании «Ирито». Первые автомобили уже готовы и вот-вот поступят в продажу. В отличие от того CS35, который экспортировался в РФ, у «липецкого» будет подогрев кресел и система ЭРА-ГЛОНАСС.
Еще один крупный бренд — Dongfeng Motors — выдал и вовсе самую впечатляющую презентацию свой новинки — седана бизнес-класса A9. На импровизированной сцене выступила участница телешоу «Голос» с кавером на популярную песню «Feeling Good» Нины Симон.
Как не вспомнить, что совсем недавно Volvo запустила рекламу с этим же хитом в качестве саундтрека. Знали об этом в DFM или нет, неизвестно, но стенд «Обухова» (дилера Volvo) был расположен аккурат напротив стенда китайской марки. Может, и правда, подмигнули «конкурентам», выводящим на рынок новый флагманский седан S90?
Что касается самого автомобиля, то, согласно презентации, он собран на новой платформе, которую DFM помогли разработать зарубежные партнеры, оснащен мотором, созданным при участии PSA и BMW, и «автоматом» от известной японской компании Aisin. В салоне — кресла с вентиляцией и массажем, кожа Nappa, дерево и прочие атрибуты роскошных машин.
На поверку седан оказался не так хорош, хотя было нетрудно заметить, что производитель пытался разными ухищрениями сохранить положительные впечатления журналистов. Например, салон иномарки надушили — очевидно, чтобы заглушить предательский запах пластмассы. Провести удалось не всех: те, кто заглядывал в багажник, вдыхали знакомый по бюджетным моделям аромат пластиковой обшивки. Обещанное же натуральное дерево оказалось (или казалось) хорошо замаскированными пластиковыми панелями.
Найти логичное объяснение тому, что сразу несколько китайских марок решили участвовать в этом году в ММАС, сложно, поскольку особых успехов в России ни у кого из них нет. При этом риторика топ-менеджмента автомобильных брендов из Китая за последнее время не изменилась: они по-прежнему на голубом глазу обещают сенсационный успех своих моделей на российском рынке и навязывание борьбы за покупателя ведущим мировым брендам. Пока, а вернее до сих пор, прогноз не сбывается, и продажи «китайцев» в России весьма скромны.
Неожиданно порадовал стенд Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) — на нем красуется концепт «Шатл», построенный при участии КамАЗа.
Это беспилотный микроавтобус с полноуправляемым шасси, работающий на электродвигателе. Салон рассчитан на 12 пассажиров (по шесть сидячих и стоячих мест). На первых порах использовать «Шатлы» можно на закрытых территориях аэропортов, бизнес-центров, наукоградов и т.д., однако с развитием направления беспилотного транспорта в России «Шатл» может стать маршруткой-беспилотником, которую пассажиры будут вызывать через приложение в телефоне. По задумке разработчиков, парк из таких транспортных средств сможет в будущем заменить привычный горожанам наземный общественный транспорт, который ходит строго по маршруту и останавливается только в определенных местах.
Для посетителей ММАС-2016 начнет работать с 25 августа, а завершится автосалон 4 сентября.
С учетом небольшого количества участников организаторам ММАС в этом году пришлось снизить стоимость входных билетов, чтобы привлечь больше посетителей. В «Крокус Экспо» этот дисконт называют «подарком для гостей». Посещение выставки обойдется в 500 руб. для взрослых.