«АвтоВАЗ» представил предсерийный электромобиль Lada Vesta EV. Это уже второй электрокар в линейке моделей тольяттинского автогиганта после ElLada, построенного на базе «Калины», не имевшего широкого успеха в силу высокой цены. Как рассказали «Газете.Ru» представители компании, электрическая Lada внешне ничем не отличается от «обычной». Узнать EV можно только по голубому цвету «блюз» кузова и специальным шильдикам. Конечно, за счет блока литий-ионных аккумуляторов, расположенных в задней части, автомобиль стал тяжелее – он весит 1405 кг вместо 1270 кг. В движение Lada Vesta EV приводит электродвигатель мощностью 60 кВт (82 л.с.). Максимальная скорость ограничена 140 км/ч, а разгон до «сотни» займет 15,5 с.
На одной электротяге электрокар способен преодолеть около 150 км в комбинированном цикле. На полную зарядку уйдет девять часов, причем 40% заряда батарея набирает за первые полтора часа.
О том, где и кем производятся электромотор и батарея, на «АвтоВАЗе» не говорят, ограничиваясь словами, что все это — «собственная разработка компании, а сборка ведется с помощью партнеров».
Что касается комплектаций, то они полностью стандартные и сопоставляются с тем, что предлагается для бензиновой Lada Vesta. Но в салоне без отличий не обойтись. Так, у электроверсии присутствует бортовой компьютер с цветным дисплеем, на котором можно отслеживать расход электроэнергии и процесс рекуперации. В качестве трансмиссии роботизированная коробка передач всего с тремя режимами работы — вперед, назад и нейтраль.
Продажи начнутся в 2017 году
В настоящее время предсерийная Vesta EV проходит последние этапы сертификации — продажи, по словам высокопоставленных представителей «АвтоВАЗа», ожидаются уже в 2017 году. При этом сейчас построено всего два экземпляра, которые полностью на ходу и могут выставляться для показа публике.
Что касается цены на электро-Vesta, то она окончательно не названа, но в компании дают понять, что она будет стоить заметно дороже той же ElLada, за которую в свое время просили около 900 тыс. руб., поскольку «Vesta практичнее, удобнее и больше ElLada».
Ранее в СМИ появилась цифра, что этот автомобиль может стоить около $40 тыс., однако позже на «АвтоВАЗе» пояснили, что это стоимость одного предсерийного автомобиля и не может служить ориентиром. Отметим, что бензиновая Vesta без скидок стоит сейчас от 529 тыс. до 760 тыс. руб.
Между тем уже в кулуарах предприятия признают, что 150–200 км без подзарядки можно проехать только в летнее время без включенного кондиционера. «Зимой это 100–120 км со включенной печкой, не больше», — говорят специалисты компании, когда вопросы им задают уже не журналисты. Представители руководства «АвтоВАЗа» также рассказали «Газете.Ru», что компания вела переговоры о поставках серии Vesta EV в Крым. Но не срослось в силу небольшого запаса хода электрокара.
«Есть много разговоров о том, что же должно быть первично — заправки или электрокары, — говорит источник «Газеты.Ru». — Сейчас в правительстве, с вице-премьером Аркадием Дворковичем утверждают план по развитию электротехники. Вчера там прозвучала мысль все-таки запустить оба эти процесса параллельно. Автопроизводителям говорят: хотите помощи — делайте автомобили. Посмотрим, что получится. Мы собираемся на этом рынке присутствовать. И в следующем году, надеюсь, это случится с XV. Технология производства обкатана.
Вопрос только в батарее, ведь ее делаем не мы. Но сейчас запас хода электрокаров одинаков практически у всех автопроизводителей. У нас он около 150 км — печку выключил, уже 200.
Поэтому мы предлагали делать эти автомобили для Крыма, мол, отопления не надо. Но там обратная ситуация — слишком жарко и надо включать кондиционер».
У Vesta EV есть шансы только при доступной цене
Руководитель одной из служб такси, который пришел изучить новинку, считает, что за электрокарами будущее, но жалуется, что инфраструктуры для них пока нет.
«Есть вопросы и к эксплуатации — как часто им требуется ремонт в наших условиях, сколько он стоит, — отмечает участник рынка перевозок. — Сейчас в России, конечно, есть электрокары, но никакой информации о том, как же они тут работают и обслуживаются, нет. Должно пройти время, накопиться статистика — что чаще выходит из строя. Ведь если взять такси — сегодня оно ездит по городу, а завтра — заказ на дальнее расстояние. И должны быть гарантии, что машина справится с этой задачей. Так что тут вопрос не только к производителям, они могут и сделать хорошо, но важно еще обслуживание и инфраструктура».
В свою очередь аналитик «АЛОР Брокер» Кирилл Яковенко считает, что перспективы у российского электромобиля есть только в том случае, если розничная цена не будет превышать 1–1,2 млн руб.
«Если розничная стоимость Lada Vesta EV не перевалит за 1 млн руб., можно говорить о том, что «АвтоВАЗ» создает принципиально новый сегмент не только на российском, но и на мировом рынке, — говорит Яковенко. — Тут начинается самое интересное: сложно представить, что чиновники, сотрудники экстренных служб или таксисты в России в массовом порядке пересядут на электрические «малолитражки» — кузов сам по себе не соответствует их требованиям.
Зато EV может стать настоящим экспортным прорывом «АвтоВАЗа» на европейский рынок и потеснить на нем и Nissan, и Mitsubishi.
Учитывая курсовую разницу между рублем и евро, для европейского потребителя, в сравнении с аналогами, Lada будет стоить существенно дешевле, а при наличии инфраструктуры продажи могут в скором времени позволить потеснить конкурентов.
Если же автомобиль будет стоить дороже, то его цена сравняется с Nissan Leaf. Это нивелирует все конкурентные преимущества EV. «АвтоВАЗу» придется конкурировать с мировыми лидерами в их сегменте, что существенно снизит шансы на успех на европейском рынке и практически до минимума сведет шансы на него в России.
Поскольку проще и дешевле будет приобрести нового «корейца» или подержанного «немца». Если же на «АвтоВАЗе» по каким-то причинам на такие перспективы закроют глаза и цены окажутся выше этой планки, то в лучшем случае предприятию удастся продать 30–40 автомобилей для нужд госучреждений. На экспорт их отправлять не будет никакого смысла, а приобретать Lada по цене подержанного Land Cruiser отважатся считаные россияне. Массового спроса со стороны государственного сектора в этом случае также ждать не стоит, поскольку применять автомобиль с такими техническими характеристиками и по такой цене просто негде».
Ранее сообщалось, что ввозные таможенные пошлины для электрокаров в России вновь отменены. Льготный период продлится до 31 августа 2017 года.