Автошколы запутались в экзаменах

Как с 1 сентября сдавать экзамены в ГИБДД

Алина Распопова
Варвара Гертье/РИА «Новости»
С 1 сентября изменится порядок сдачи экзаменов в ГИБДД на получение водительских прав. В автошколах утверждают, что новый регламент слишком «сырой». Будущим водителям это грозит тем, что в некоторых ситуациях их могут просто не пустить за руль при сдаче площадки. Преподаватели жалуются, что из-за отличий программы обучения от экзаменационной меньше времени остается на получение навыков в городе.

Новый административный регламент МВД России, который вступит в силу 1 сентября, уже сейчас вызывает серьезную тревогу у российских автошкол. Размытые формулировки в требованиях к сдаче экзаменов могут сорвать ученикам их планы по получению водительских прав. Некоторые автошколы заявляют, что не будут предоставлять автомобили для сдачи экзаменов, если в МВД не ответят на их вопросы. Другие же недовольны тем, что практическая часть обучения отличается от тех навыков, что от учеников требуют в ГИБДД при приеме экзаменов. Чем это грозит будущим водителям — в материале «Газеты.Ru».

Нет ответственного за ДТП на площадке

Одной из самых главных проблем для автошкол оказался вопрос о том, кто же будет находиться в автомобиле с кандидатом в водители в момент сдачи практической части экзамена на площадке. Так, новый административный регламент не оговаривает четко вопрос сопровождения будущего водителя во время приема экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством.

Что в свою очередь грозит массовыми срывами приема экзамена по всей России — никто из автошкол не хочет нести ответственность за неопытного ученика при возможной аварии. Ведь в подавляющих случаях сдается экзамен именно на принадлежащих автошколам машинах.

«Вопрос о том, кто отвечает за безопасность движения в ходе приема экзамена на площадке, остается открытым», — говорит «Газете.Ru» глава Гильдии автошкол Сергей Лобарев. С ним согласен и директор Казанской школы автомобильного мастерства Евгений Горожанин. «Кто будет находиться в автомобиле вместе с учеником? В регламенте этого нет, что сразу же вызывает непонимание — кто будет отвечать, если вдруг случится авария? Ученик — только кандидат в водители, в нем нельзя быть уверенным, — отмечает он. —

Если этой ясности 1 сентября не появится, я просто не выпущу свои автомобили на площадки для сдачи экзаменов. Так поступят большинство моих коллег — сдавать экзамены без этой ясности просто не получится.

Конечно, я надеюсь, что нас известят в МВД о том, как же все это должно быть, но в лучшем случае это произойдет в самый последний момент».

В свою очередь представитель Приморской ассоциации автошкол Александр Николаев рассказал, что даже в случаях из его практики, когда сотрудник ГИБДД находился в момент аварии в автомобиле ученика, его автошколе так и не смогли пояснить, какую ответственность несет инспектор и как его наказывать, если ученик повредил принадлежащий автошколе транспорт.

«Не пускать ученика одного за руль, если нам не объяснят, кто будет компенсировать последствия возможного ДТП, чревато неприятностями, — говорит Николаев. — Так, в ГИБДД могут свалить всю вину на нас, мол, мы такие жадные коммерсанты. Или еще хуже — посадят наших учеников на разваливающиеся «Жигули» и отправят сдавать, мы с клиентами так тоже не можем поступить».

На обучении — одно, на практике — другое

Другая проблема, которую приметили в автошколах, — отличие некоторых практических элементов, которые должны освоить водители во время обучения, от тех, что они обязаны исполнить на экзамене.

«Готовить ученика мы должны по принятым программам, но на площадке они должны уметь выполнять и те элементы, которых в программе нет,

— продолжает Николаев. — К примеру, в программе подготовки есть упражнение «змейка». А на экзаменах оно уже совсем другой конфигурации. Получается, что нам нужно иметь площадку побольше и дополнительно расчерчивать ее еще и под это упражнение. Есть еще задание, где нужно сделать поворот налево и направо под прямым углом, и так далее. Это все в целом несложно, но приходится тратить время практики на заточку элементов, вместо того чтобы больше поездить по городу и получить навыки там».

Неясности пугают автошколы

Принципиальным моментом для автошкол стало наличие своих площадок, которые соответствовали бы новым требованиям по приему экзаменов. Те, кто все-таки смог ими обзавестись, обнаружили, что не могут пользоваться ими в полную силу — их планируют периодически занимать сотрудники ГИБДД.

Дело в том, что всего треть МРЭО ГИБДД имеют свои площадки, соответствующие новым требованиям по приему экзаменов.

Как уточнила исполнительный директор Ассоциации автошкол Москвы Елена Зайцева, к МВД у автошкол гораздо больше вопросов. Коллективное письмо (имеется в распоряжении «Газеты.Ru») с их перечнем было направлено в ведомство, и представители автошкол надеются на ответ. В их числе регламент предоставления госуслуги для экзаменуемых, которые хотя бы один экзамен не сдают с первого раза. Кроме того, регламент не предусматривает выдачи российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного до истечения срока действия водительского удостоверения, что создает необоснованные неудобства для водителей. Также не регламентирован срок действия положительной оценки экзамена на закрытой площадке.

Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе МВД России, проект административного регламента прошел все предусмотренные процедуры разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг.

«В обсуждении приняли участие образовательные организации, осуществляющие подготовку водителей транспортных средств, замечания и предложения которых были рассмотрены при его доработке, — сообщили в пресс-службе МВД России. — На проект регламента были получены заключения Минэкономразвития России и независимой антикоррупционной экспертизы. Замечания, содержащиеся в данных заключениях, также учтены при доработке положений проекта регламента. С учетом представленных замечаний автошкол, в том числе применяющих в своей деятельности автоматизированные автодромы, были внесены изменения в схемы испытательных упражнений, а также установлены временные ограничения на их выполнение. С момента осуществления практической деятельности экзаменационных подразделений Госавтоинспекции, решения о соответствующих изменениях административного регламента будут приниматься при изучении его действия на практике».

Что изменится для будущих водителей

Существенные изменения коснулись 64 вопросов, что связано с последними изменениями в ПДД. При этом прием экзаменов по теоретической части ужесточили.

Так, если ранее при ответах на теоретические вопросы можно было допустить две ошибки, то теперь отвечать придется «до победного» — за каждую ошибку нужно будет дополнительно ответить на пять вопросов уже без возможности ответить неверно.

Площадка сложнее и за час

«После теории можно приступить к практическим экзаменам, — говорит «Газете.Ru» Лобарев. — Первый из них — на первоначальные навыки управления. Здесь общее количество упражнений увеличилось с ранее требуемых трех до пяти, появились другие конфигурации испытательных упражнений. Мотоциклистам и водителям мопедов придется сдавать три упражнения, одно из которых состоит из четырех элементов. Правда, из этих четырех необходимо сдать только три элемента на выбор.

На весь экзамен, включая оформление результатов, отводится один час. Единственный элемент, который необходимо выполнить за строго определенное время, — это «скоростное маневрирование».

Что касается кандидатов на категорию «В», то на первом этапе на площадке им необходимо сдать пять испытательных упражнений. При этом одно из новых упражнений состоит из трех элементов. Но приниматься будут только два из них.

Изменилась система оценки нарушений и для экзамена в городе. За грубое нарушение начисляется пять баллов и ставится оценка «не сдал». Грубыми считаются такие нарушения, как выезд на встречную полосу, непредоставление преимущества в движении другим автомобилям или пешеходам, проезд на красный сигнал светофора, превышение скорости.

Даже за заезд за стоп-линию у светофора или у знака «Стоп» учащийся будет отправлен на переэкзаменовку.

Среднее нарушение оценивается в три балла. Их можно получить за непристегнутый ремень безопасности, невключенный поворотник, за нарушение правил остановки или стоянки. Нарушениями, за которые присваивают один балл, считаются такие, как резкое и беспричинное торможение, слишком медленное движение без необходимости. Один балл начислят, если кандидат в водители не пользуется зеркалами или заглохнет на дороге.