Испытания технологичного пассажирского автобуса-портала TEB-1 (Transit Elevated Bus) состоялись в Китае в городе Циньхуандао в 300 км к востоку от Пекина. Пока презентация прошла по довольно короткой программе: автобус выпустили на закрытую трассу и дали проехать около 300 м. Тем не менее премьера необычного транспорта произвела фурор в интернете благодаря футуристическому дизайну новинки.
Кабина автобуса максимально поднята над землей, чтобы под ней могли свободно, в два ряда, проезжать легковые автомобили.
Длина транспортного средства составляет 22 м, ширина — 7,8 м и высота — 4,8 м. По сообщению китайского агентства «Синьхуа», портальный автобус может передвигаться на улицах города, но только на специальных рельсах, расположенных по краям дороги. Всего один салон может вместить в себя до 300 пассажиров. Но всего же, судя по представленным демовидео, планируется, что к головному вагону будет цепляться еще два дополнительных. По словам одного из инженеров проекта, это означает, что одновременно транспорт будущего сможет перемещать около тысячи человек.
Двигатель автобуса питается от аккумуляторных батарей, которые можно будет подзарядить на электрозаправках, установленных вдоль его пути следования.
Главная задача автобуса — обеспечить доставку пассажиров, не создавая при этом пробки: при необходимости обогнать автобус-портал автомобилисты смогут проехать непосредственно под ним. Конечно, этой возможности лишены большие грузовики — поднимать кабину еще выше нет смысла из-за встречающихся на пути эстакад. Для удобства участников дорожного движения по бокам автобуса расположены настоящие светофоры.
Перемещается автобус на 16 обычных колесах, а ведущими являются восемь пар железнодорожных колес. Благодаря тому что транспорт следует по железнодорожным путям, он напоминает гибрид автобуса с поездом и не может отклоняться от курса. Чтобы попасть внутрь, пассажирам придется пользоваться специальными высокими платформами.
Максимальная скорость автобуса — 45 км/ч.
Кроме борьбы с пробками планируется, что запуск TEB-1 поможет сократить годовое потребление топлива на 800 т, а выбросы углекислого газа — на 2,5 тыс. т. Это особенно актуально для Китая, в котором воздух (как и во многих крупных городах) крайне загрязнен из-за обилия машин и промышленных выбросов. Кроме того, благодаря высокой вместимости авторы проекта надеются снизить нагрузку на метро.
Из-за скептицизма некоторых экспертов, которые сразу же стали говорить о высокой возможности аварий с участием автобуса будущего, было принято решение первое время тестировать его отдельно от городского потока на специальных треках. Испытания заездов на длинную дистанцию начнутся только в следующем году. Подробностей о том, как автобус-портал интегрируют в городскую среду, пока нет. Скорее всего, для рабочего запуска автобуса городским властям придется обустраивать уже имеющиеся улицы необходимыми рельсами либо строить уже новые дороги с учетом дополнительных требований.
Известно, что Циньхуандао — один из пяти городов, заключивших контракты с Technology Development Company для старта пилотного проекта по запуску TEB-1. Как рассказали представители компании, каждый автобус будет стоить около $4,5 млн. И если все пойдет по плану, то в серии он может выйти на рынок в ближайшие год-полтора. Проектом уже заинтересовались в Бразилии, Франции и Индонезии.
Между тем в Москве в последние годы идет активная замена троллейбусов на автобусы, а в перспективе и на электробусы. Планируется, что при наличии возможности со стороны отечественных производителей ежегодно в Москву будет поступать от 200 до 250 экологически чистых электробусов. В будущем столичные власти готовы заключить контракт с производителем электробусов на пять лет.