Российский «АвтоВАЗ» подвел итоги работы в первом полугодии 2016 года. Операционный убыток компании составил 27,6 млрд руб., говорится в отчете предприятия по МСФО. Такие показатели на «АвтоВАЗе» объяснили обесценением внеоборотных активов и низким использованием производственных мощностей. Чистый операционный убыток группы «АвтоВАЗ» до обесценения составил 8,6 млрд руб. — это на 67% больше, чем в прошлом году. При этом операционный убыток второго квартала до обесценения достиг 2 млрд руб. против 6,6 млрд руб. убытков в первом квартале, чему способствовало выполнение плана финансового оздоровления. В итоге выручка группы компаний в первом полугодии достигла 87,1 млрд руб., что на 5% меньше аналогичного периода 2015 года.
Сколько автомобилей продано и собрано
В отчетном периоде доля Lada на российском рынке легковых автомобилей составила 19,8% против 19% годом ранее.
Всего за первые полгода было продано 124 353 автомобилей Lada, что на 11,6% меньше, чем за аналогичный период 2015 года.
При этом на «АвтоВАЗе» подчеркивают, что весь рынок сократился на 15%. Объем производства автомобилей под брендами Lada, Renault, Nissan и Datsun, включая сборочные комплекты, достиг уровня 200 424 шт.
Комментируя результаты полугодия, президент группы «АвтоВАЗ» Николя Мор осторожно заявил, что выполнение плана финансового оздоровления показывает «предварительные знаки небольших позитивных изменений, особенно в помесячном анализе»
«Начиная со второго квартала 2016 года мы отмечаем изменения в принципе управления компанией, когда на первый план выходит более эффективная кросс-функциональная работа во всех аспектах, — сказал Мор. — Нам необходимо время для улучшения финансовых показателей «АвтоВАЗа», и мы предпринимаем все действия для борьбы с негативным влиянием общего сокращения российского автомобильного рынка и неблагоприятных курсов валют. Для этого используются все инструменты и возможности, которые в том числе предоставляет нам поддержка со стороны государства и акционеров».
Renault продолжает терпеть убытки
Между тем, согласно отчету Renault,
убыток французского автоконцерна от участия в «АвтоВАЗе» в первом полугодии снизился на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил €75 млн.
Год назад потери Renault от участия в «АвтоВАЗе» составил €87 млн. Тем не менее группа Renault намерена участвовать в рекапитализации «АвтоВАЗа», которая пройдет до конца года и приведет к полной консолидации показателей компании. Кроме того, руководство Renault предоставило «АвтоВАЗу» займы в размере €104 млн в первом полугодии 2016 года.
Компания топчется на месте
Аналитик «АЛОР Брокер» Кирилл Яковенко в беседе с «Газетой.Ru» заявил, что рост доли «АвтоВАЗа» на рынке на 0,8% можно было бы считать успехом, если бы не снижение объемов продаж автомобилей на 11,6%.
«Компания по части продаж, по сути, «топчется на месте», и рост доли произошел в большей степени в результате снижения продаж конкурентов,
— объясняет Яковенко. — Впрочем, если говорить о конкурентах, а в первую очередь это Kia и Hyundai, то их продажи в экономичном сегменте нельзя назвать столь уж нерезультативными. По итогам первого полугодия Hyundai Solaris продавался на 14,5% хуже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что, впрочем, не помешало компании продать в России 37,2 тыс. автомобилей и стать самым продаваемым брендом в экономном сегменте. Продажи еще одного народного автомобиля из тройки самых популярных, Kia Rio, сократились на 7,6% — было продано 30,8 тыс. автомобилей этой модели.
А вот самая массовая в линейке «AвтоВАЗа» Lada Granta по итогам полугодия разошлась всего в 36,7 тыс. экземпляров, что почти на 30% меньше, чем годом ранее».
Эксперт «Газеты.Ru» обращает внимание на то, что, несмотря на обновление «АвтоВАЗом» модельной линейки и смены в руководстве, компании приходится работать в условиях, когда конкуренция становится все ожесточеннее и борьба идет в буквальном смысле за каждого покупателя.
«Учитывая, что на сегодняшний день все еще нет долгосрочных фундаментальных факторов для восстановления экономики, а значит, и спроса на новые автомобили, ситуация будет только усугубляться. Относительно «АвтоВАЗа» радует лишь то, что ценовая политика позволяет ему снижать продажи медленнее рынка».
Убытки и долги
Говоря об операционном убытке «АвтоВАЗа» в размере 27,6 млрд руб., Яковенко обращает внимание на то, что для акционеров компании такая цифра означает отсутствие дивидендов. Кроме того, для дальнейшего функционирования компании понадобится помощь извне, а стоимость акций будет снижаться.
«В случае с «АвтоВАЗом» и его долгами сейчас ситуация стоит крайне остро, — считает Яковенко. — По сути, единственным возможным выходом из ситуации является реструктуризация долга.
Сейчас, согласно планам нового председателя совета директоров господина Скворцова, идет речь о реструктуризации задолженности на сумму 20 млрд руб.
То есть планы по развитию экспорта и экспансии на внутреннем рынке остаются в силе, и это все, конечно, хорошо. Но если говорить о финансовой стороне деятельности «АвтоВАЗа» без привязки к продажам, то сейчас главным вектором финансового оздоровления тольяттинского автогиганта будет снижение его долгового бремени, а также операционных убытков. И если с реструктуризацией долга все более-менее понятно, тем более что «Ростех» выразил поддержку таким планам, то вопрос о сокращении операционных расходов стоит гораздо острее. Понятно, что сокращение штата сейчас выглядит крайне непопулярным шагом, однако в противном случае предприятию придется сокращать расходы на закупку компонентов и комплектующих, что приведет к снижению конкурентоспособности продукции, а это сейчас недопустимо, особенно учитывая натиск со стороны «корейцев».
Напомним, что отчет «АвтоВАЗа» по итогам работы в 2015 году стал фатальным для его предыдущего президента шведа Бу Андерссона. Так, чистый убыток «АвтоВАЗа» по итогам 2015 года составил около 74 млрд руб. против 25,4 млрд руб. убытков в 2014 году. Другой причиной скоропостижной отставки иностранца стало социальное недовольство в Тольятти.