Ситуация с допуском таксистов на выделенные полосы в Москве по-прежнему не урегулирована. Из-за отсутствия полноценного взаимодействия между департаментом транспорта Москвы и минтрансом Подмосковья легальные таксисты из области уже около полугода массово штрафуются московскими камерами фотофиксации.
При этом официально ездить по выделенным полосам они имеют полное право. Для этого необходимо, чтобы без сбоев работала нехитрая схема. Сначала подмосковные чиновники вносят данные новых таксистов в специальный реестр, а затем передают его уже столичным коллегам. Здесь все данные должны загружаться в автоматизированную информационную систему (АИС) «Таксомотор». Когда система автоматизированной фиксации нарушений ПДД замечает на выделенной полосе в Москве автомобиль, она сверяет его номер по «Таксомотору». Если данные есть, то подмосковному таксисту ничего не грозит, а если нет — материалы направляются в ГИБДД для оформления штрафа.
Подмосковный таксист Андрей Прокофьев в последнее время больше времени проводит в судах, чем на работе. С марта этого года он получил уже 14 штрафов от столичной ГИБДД — по 3 тыс. руб. каждый. Все они выписаны за езду по выделенке.
«Я получил подмосковное разрешение на работу в такси 1 марта, а уже 4 марта мне, как оказалось, выписали сразу пять штрафов,
— говорит он. — Я был уверен, что когда я обращусь в ГИБДД, то их отменят: мало ли, может, в базу ввести не успели. Но когда потом я получил еще четыре «письма счастья», то старался уже не ездить по выделенным полосам».
После того как подобные квитанции получили многие коллеги Прокофьева, сам таксист уверяет, что речь идет о тысячах людей (всего в Подмосковье, по официальным данным, более 74 тыс. таксистов. — «Газета.Ru»), многие из них отправились в Москву их обжаловать. Причем с недавних пор ГИБДД запретила обжаловать сразу несколько штрафов сразу — на каждое нарушение приходится собирать весь довольно немаленький пакет документов и обращаться с отдельным заявлением.
Весной поток недовольных был таким большим, что ГИБДД Москвы пришлось срочно менять режим работы Центра автоматической фиксации правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД ГУ МВД России по городу Москве. Но Госавтоинспекция в данном случае лишь выполняла техническую функцию оформления штрафа. Тогда же в ГИБДД и объяснили, что корень проблемы находится во взаимодействии двух ведомств, переложив при этом ответственность на подмосковных чиновников.
«Большое количество обращений по данному поводу связано с тем, что информация о выданных разрешениях на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси министерством транспорта Московской области не была в установленном порядке передана в департамент транспорта города Москвы».
При этом в ГИБДД совсем недавно опубликовали памятку для таксистов, где содержался исчерпывающий список документов, необходимых для обжалования штрафа в суде.
Однако на практике даже наличие всех необходимых бумажек не помогает таксистам отменить его. «Ситуация складывается вообще абсурдная, — говорит Прокофьев. — Я получил два штрафа, выписанных мне за нарушения, совершенные с интервалом в одну минуту, — 15 марта в 8.48 и в 8.49 на проспекте Мира.
Так мне одно постановление суд отменил, а другое — оставил в силе. Как такое может быть, я не понимаю, где тут логика?
Я пытаюсь обжаловать все свои штрафы и вижу, что многие судьи просто не понимают, о чем идет речь, не могут вникнуть в суть и действуют ситуативно. Один из штрафов мне отменил судья, который ранее их не отменял, но потом его решение было изменено Мосгорсудом, и теперь он, понятное дело, видимо, не хочет наступать на те же грабли. На сегодняшний день мне удалось отменить три постановления, а еще четыре суд оставил в силе. Остальные находятся на рассмотрении».
Таксист не стесняется открыто заявить, что, если ситуация не изменится, он просто перестанет работать легально. «Я закрою свое ИП, перестану платить налоги и буду работать «всерую». Они сами меня к этому подталкивают, — говорит Прокофьев. — Далеко не все готовы судиться, многие предпочитают оперативно заплатить штраф с 50-процентной скидкой, но немало и тех, у кого работодатель просто вычитает штраф из зарплаты. Я знаю случаи, когда люди вообще оставались без зарплаты из-за этого».
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает проблему крайне важной, так как она затрагивает слишком много людей — некоторые из них уже получили «письма счастья» на сотни тысяч рублей.
«Проблема возникла в начале года, причем тогда в АИС «Таксомотор» не только перестали заносить данные на новых таксистов, но и стали исчезать данные тех, кто уже имел разрешение, — говорит Шкуматов. — Но сейчас у меня вопросов больше не к департаменту транспорта Москвы, который на самом деле и заварил эту кашу, а к судебной системе. Я своими глазами видел, как судья Мосгорсуда на заседании по обжалованию постановления районного суда об отказе отменить штрафы приняла решение за несколько секунд. Она зашла в комнату и сразу же вышла оттуда уже с готовым вердиктом, который оставил решение первой инстанции в силе. Я глазам своим не поверил, когда такое увидел».
Активист констатирует, что причина сложившейся ситуации до конца неясна, но, в отличие от ГИБДД Москвы, считает, что вина лежит не на подмосковных чиновниках, а на столичных.
«В Подмосковье все данные совершенно точно заносят в реестр и отправляют их в Москву, а столичный дептранс должен эти данные вводить, но, как мы видим на практике, последние полгода этого не происходит. Свою позицию по этой ситуации московские чиновники толком не озвучивают, дают какие-то отписки», — говорит он.
По словам Андрея Прокофьева, с проблемами сталкиваются не только легальные подмосковные таксисты, но и столичные. Дептранс Москвы еще в декабре 2015 года отчитался, что со всех выделенных полос демонтировали «кирпичи» и они стали доступны всем, кто имеет официальную лицензию. Однако и спустя полгода проблема, как оказалось, до конца не решена.
«У одной фирмы все такси желтого цвета, московские разрешения на работу, желтые номера, но все равно им регулярно приходят штрафы, — рассказывает таксист.
— В ГИБДД на это сказали, что не доказано, что в момент нарушения машина использовалась как такси. Но это полный бред, им что, нужно пассажиров с собой приводить для подтверждения?»
В минтрансе Подмосковья прокомментировали ситуацию следующим образом.
«Во избежание неправомерного привлечения водителей легкового такси к административной ответственности министерством транспорта ежедневно в автоматическом режиме сведения о выданных разрешениях направляются в систему АИС «Таксомотор» Департамента транспорта г. Москвы. Также сведения о выданных разрешениях еженедельно направляются в ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, - сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ведомства. — Однако, в связи с неполной фиксацией передаваемого министерством транспорта массива информации базой данных ЦАФАП в настоящий момент с Департаментом транспорта города Москвы достигнута договоренность о совместной доработке программного обеспечения по обмену и передаче сведений о выданных разрешениях».
После выхода материала ситуацию прокомментировали в Дептрансе Москвы. В ведомстве признали наличие проблемы с подмосковными таксистами и выразили готовность в случае необходимости «оказать полное содействие» Минтрансу Подмосковья. При этом в ведомстве подчеркнули, что «взаимодействие между подмосковным Минтрансом и контролирующими органами по вопросам штрафов за выезд такси на выделенную полосу находятся вне компетенции Дептранса Москвы». «В компетенцию Транспортного комплекса Москвы не входит передача данных о водителях, получивших разрешение на деятельность такси на территории Московской области. Министерство транспорта Московской области должно передавать реестр подмосковных таксистов в УГИБДД Московской области для последующей его передачи в УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве. Департамент транспорта Москвы не может осуществлять эту деятельность и не имеет отношения к данному вопросу», - отмечается в комментарии ведомства. В дептрансе также пояснили, что АИС «Таксомотор» является «внутренней программой Транспортного комплекса Москвы для оказания услуг по выдаче разрешений на таксомоторную деятельность только на территории Москвы.