После серии скандальных ДТП и автогонок с сотрудниками ДПС в ГИБДД Москвы задумались над тем, чтобы предоставить столичным стритрейсерам отдельную площадку, защитив тем самым простых автомобилистов. По сути инициатива призвана убрать гонщиков с дорог общего пользования, а также с привычных неофициальных мест встреч и переманить на легальную площадку. Об этом в среду рассказал журналистам заместитель начальника УГИБДД по Москве Евгений Ефремов. По его словам, управление ГИБДД и начальник ведомства Виктор Коваленко организовали встречу с представителями так называемых уличных гонщиков. На ней любители быстрой езды и дрифта высказали свои пожелания и предложения.
«В настоящее время прорабатывается вопрос предоставления им определенной территории, где они смогут осуществлять заезды и показать свою удаль, не мешая людям шумом и ревом», — заявил Ефремов.
Место встреч для стритрейсеров еще не выбрали, но, как пояснил Ефремов, оно должно быть удалено от жилой застройки. Он также добавил, что помимо ГИБДД в создании цивилизованных условий для стритрейсеров заинтересована и столичная мэрия.
Стритрейсеры не против переехать
Представители автосообществ к предложению ГИБДД отнеслись с интересом. Однако большинство из них считают, что беспредел на дорогах общего пользования с появлением такого места не прекратится. Об этом заявил «Газете.Ru» представитель крупнейшего в России сообщества Smotra.ru Руслан Акопян.
«Конечно, когда выпускаешь пар, например, на гоночной трассе, а потом сразу выезжаешь на дорогу, то гнать уже не хочется, — говорит Акопян.
— Но моментально проблема все равно не решится — всегда будут находиться молодые и горячие.
Тут же не только в отсутствии места дело, но еще в слабой культуре, как в недавнем случае с гонками «золотой молодежи» на Gelandewagеn или с тем ДТП на Крымском мосту с Ferrari, которое устроил Томас Левиев. Мы не одобряем, когда люди безрассудно гоняют по обычным дорогам».
Говоря о встрече стритрейсеров с ГИБДД, собеседник «Газеты.Ru» отметил, что на ней присутствовало всего лишь с десяток уличных гонщиков.
«Это не тот уровень — вопрос о конкретном месте нужно коллективно обсуждать с представителями всех сообществ и автоклубов, — сказал Акопян. — Изначально инициатива о создании площадки для стритрейсеров принадлежала Давидычу (основателю Smotra.ru Эрику Китуашвили, который сейчас находится в СИЗО в связи с уголовными делами о мошенничестве и клевете. — «Газета.Ru»). Он везде говорил об этом, но его никто не слушал».
Акопян считает, что отвести место под гонки властям следует в районе Воробьевых гор, где традиционно проходят встречи членов «Смотры». «Например, можно на территории «Лужников» оборудовать трассу, поставить там патруль ДПС. Там и до жилых домов далеко, так что мешать никому не будем», — считает он.
Больше возможностей, меньше адреналина
В свою очередь региональный директор Русского АвтоМотоКлуба (РАМК) Николай Степанов полагает, что организованная трасса сможет привлечь стритрейсеров рядом определенных преимуществ и удобством. Например, появится возможность вести учет времени и статистику. Это послужит дополнительным аргументом для перехода стритрейсеров на легальное положение.
«Уличные гонки — это хоть и не официальный, но вид автоспорта, имеющий легальную разновидность — драг-рейсинг — заезд на 1/4 мили, — говорит Степанов «Газете.Ru». — Поэтому наличие площадки, а еще лучше нескольких, для проведения соревнований позволит легализовать ночные гонки на самостоятельно подготовленных автомобилях».
При этом эксперт «Газеты.Ru» считает, что
стоит разграничить людей на тех, кому близок соревновательный дух и кому хочется состязаться с обладателями подготовленных машин, и «на хамов на дорогах общего пользования».
«Стритрейсеры, которые участвуют именно в организованных ночных гонках, используют для заездов не улицы с плотным потоком, а пустынные тупики, что ограничивает возможность попадания на место проведения гонки «чужих» автомобилей, — говорит Степанов.
– Получается, то, что площадка будет легальной, не сократит риск и опасность при гонке, как и уровень адреналина, который важен для участников заездов».
Также эксперт уточнил, что при выборе места очень важна транспортная доступность. Он предполагает организовать подобную площадку на территории неиспользуемых промзон, которые еще остались как в Москве, так и в других российских городах.
Однако некоторые представители интернет-сообществ, посвященных уличным гонкам, напротив, считают, что переход на легальное положение сразу же снизит столь необходимый уровень адреналина и острых эмоций у тех, кто любит поездки на высоких скоростях. Так, один из участников тематической группы в соцсети «ВКонтакте» заявил корреспонденту «Газеты.Ru», что такая площадка в Москве действительно была бы полезна. Но чтобы привлечь к трассе интерес, ее должны построить на большой площади близко к городу и хорошо оборудовать.
«Нужно будет разграничить места для дрифтеров, драг-рейсинга и так далее, — говорит участник подобных гонок в Москве.
— А каждому не угодишь. И не будет такого адреналина, как хотелось бы, а это очень важно для таких, как мы.
Плюс встает вопрос цены — а будут ли они бесплатными? Потому что цены, которые мы видим на специализированных гоночных трассах, просто нереальны. Но если все эти требования будут соблюдены, то почему бы и нет — я думаю, большинство переберется на предложенные площадки с привычных мест хотя бы из интереса».
Отдельного закона для стритрейсеров пока нет
Напомним, что в 2014 году, после ряда произошедших в столице смертельных ДТП с участием уличных гонщиков, в Госдуме предлагали ввести уголовную ответственность для участников и организаторов уличных гонок по дорогам общего пользования. Карать за это хотели не только крупным штрафом, но и лишением свободы. Однако, как пояснил «Газете.Ru» автор той инициативы депутат Вячеслав Лысаков, поправки в федеральное законодательство так и не были проработаны.
«В свете последних событий к этому вопросу нужно вернуться, — говорит Лысаков «Газете.Ru». — Правда, сейчас в области законодательства взят курс на декриминализацию, но
с учетом большой опасности поведения стритрейсеров наказание для них ввести стоит.
Например, можно предусмотреть уголовную ответственность за повторный случай организации уличных гонок».
Предложение ГИБДД Москвы о предоставлении площадки парламентарий оценивает положительно. По его мнению, это единственный правильный выход и «душу гонщики должны отводить именно там, а не на дорогах общего пользования».
«Всех стритрейсеров с дорог это не уведет, — считает Лысаков. — Но если введем еще и дополнительную ответственность за гонки вне специальных мест, то это может дать эффект».
Напомним, что один из самых громких случаев уличных гонок в Москве произошел ранним утром 22 мая в районе Ленинского проспекта. Практически сразу в соцсетях появилась серия видеороликов с приключениями «золотой молодежи» на Gelandewagen. Прямо во время преследования «золотые мальчики» вели онлайн-трансляцию. Один из пользователей Periscope записал трансляции и позже выложил в общий доступ в интернете. На одном из роликов группа молодых людей в течение как минимум десяти минут уходит от преследования патрульных машин.