Май расслабил покупателей

Продажи новых автомобилей упали в мае на 13%

Игорь Зарембо/РИА «Новости»
Как стало известно «Газете.Ru», продажи новых автомобилей в России в мае снизились примерно на 13%. Ситуация на авторынке стабильно улучшалась несколько месяцев подряд, однако теперь падение продаж машин вновь ускорилось. Эксперты не исключают, что во втором полугодии месячные продажи снова пойдут вверх.

По данным источников «Газеты.Ru», в прошлом месяце в России было реализовано около 109,5 тыс. автомобилей — на 16,2 тыс., или на 13%, меньше, чем в мае прошлого года. Таким образом, с начала года авторынок сократился на 14,3%, относительно января – мая 2015-го, а его объем составил за этот период 550 тыс. единиц. Совокупный результат за пять месяцев — самый низкий за последние десять лет, включая кризисные 2008 и 2009 годы.

Отметим, что если с начала года темпы падения продаж замедлялись, то теперь они вновь ускорились, о чем ранее и предупреждали эксперты. Так, в январе продажи автомобилей снизились на 29%, в феврале — на 13%, в марте — на 10%, а по итогам апреля — на 8,5%.

Большинство крупнейших игроков авторынка показали в прошлом месяце снижение объемов продаж. Согласно отчету о продажах компании Kia, южнокорейский автопроизводитель реализовал в России в мае почти 12 тыс. автомобилей (–3% в сравнении с маем 2015-го), при этом доля продаж марки в общем объеме авторынка составила почти 11%. Компания Hyundai, так же как и Kia, уже отчиталась о своих продажах: марка смогла реализовать в России 10,6 тыс. машин, ухудшив прошлогодний результат на 22%.

По данным источников «Газеты.Ru», Lada — лидер российского авторынка — реализовала в мае почти 20,6 тыс. машин, что на 10% меньше, чем в мае 2015-го.

Компания Renault реализовала 8,9 тыс. автомобилей, что на 5% ниже прошлогоднего результата. Ушла в минус на 9% Toyota, продав 6,8 тыс. автомобилей. Volkswagen показал снижение на 5%, реализовав 5,5 тыс. машин, а компания Nissan в мае просела на 31%, передав клиентам 5,4 тыс. машин. Объем майских продаж российской марки UAZ в мае составил 3 тыс. единиц — на 22% меньше в сравнении с АППГ.

Среди массовых брендов из-за низкой базы рост продаж продолжает показывать Ford, реализовавший 3,5 тыс. единиц, что на 26% больше, чем в прошлом году. Марка Skoda также превзошла свой прошлогодний результат — на 25%, продав 4,7 тыс. машин.

Среди популярных массовых марок наиболее негативная динамика падения продаж — у компании Mitsubishi, которая смогла реализовать в прошлом месяце лишь 1,1 тыс. машин — это на 71% меньше, чем в мае 2015-го.

Даже Chevrolet, которая полтора года назад фактически покинула российский рынок, продала в два раза больше машин, чем японский бренд, — 2,3 тыс. единиц (–30% в сравнении с маем 2015-го).

«Причины усилившегося падения авторынка известны: это снижение покупательной способности и тренд на повышение цен на автомобили, — поясняет «Газете.Ru» директор дилерского центра BMW «Пеликан Праймари» ГК «РОЛЬФ» Светлана Виноградова. — Динамика премиум-брендов снижается из-за эффекта высокой базы прошлого года. Относительную устойчивость демонстрируют прежде всего массовые бренды, которые пользуются поддержкой государственных программ стимулирования рынка. Вместе с тем рынок неоднороден, и главная тенденция состоит в том, что в условиях нестабильности клиенты делают выбор в пользу крупных проверенных компаний, и сильные дилеры наращивают продажи. Так, компания «РОЛЬФ» по итогам мая увеличила продажи новых автомобилей на 22%».

Говорить о том, что тренд развернулся и авторынок снова начнет уходить в минус все больше, преждевременно, считает аналитик «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов. «Ведь месячные продажи могут быть подвержены всевозможным факторам, — поясняет Беспалов «Газете.Ru». — Тем более нельзя делать выводы по результатам мая — сложного и специфичного и слабого для рынка месяца.

Полагаю, что к концу года мы увидим восстановление рынка: как минимум темпы падения продаж будут замедляться, а может быть, авторынок даже начнет выходить в плюс.

Эксперт считает, что этому может способствовать низкая база прошлого года, а также стабилизация в экономике.