Сотрудники элитной спецроты ДПС, которые специализируются на криминальном направлении и ловят потенциальных уголовных преступников, выходят на дежурство вечером и заканчивают уже утром. Именно в ночное время на пустых улицах шанс выловить из редкого потока машин тех, кто скрывается от полиции, особенно велик. Разброс нарушителей по типам зависит от дня недели. В будни по ночам чаще катаются криминальные элементы и уголовники, включая угонщиков, а в выходные — клубная молодежь с наркотиками в кармане и нетрезвые водители, говорят полицейские. Корреспондент «Газеты.Ru» выехала на ночное дежурство вместе с сотрудниками ДПС и выяснила, как они вычисляют и задерживают потенциальных преступников.
Дежурства там, где не отвертишься от проверки
Проводятся дежурства каждый день. Один из вариантов — выборочная проверка водителей и их автомобилей. Организуется просто: два-три наряда спецроты ДПС паркуют автомобили у дороги в таком месте, где поток движется в одном направлении и нет возможности свернуть, завидев полицию. Направление должно быть нагруженным — например, вести из Москвы в область. Первой нашей точкой стало именно такое место у метро «Тульская» прямо под эстакадой ТТК – Загородное шоссе. Тут собираются сразу три экипажа по два человека и начинают методично один за другим останавливать приглянувшиеся автомобили. Мне компанию составляют командир взвода майор полиции Александр Бурский и инспектор ДПС старший лейтенант Лев Андреев. Обоим лет 30–35, подтянутые и с чувством юмора.
Останавливают стражи правопорядка не всех подряд, а отталкиваясь от полученных ориентировок по угонам и поведению самих водителей. Под взмах жезла попадают и дорогие иномарки, и ржавые микроавтобусы.
Вот инспекторы проверяют документы у водителей Porsche Cayenne и BMW6, а рядом — старенькое желтое такси. Большинство водителей реагируют спокойно, показывают документы, открывают багажники, интересуются, что за рейд. Вот водитель на отечественной легковушке занервничал и попытался спрятаться за попуткой во втором ряду. На его пути сразу возникает инспектор, проверяет документы, просит показать содержимое карманов, но все чисто. Тут мы замечаем, что белый Nissan притормозил прямо за несколько десятков метров перед постом и засветил «аварийкой». Инспекторы быстрым шагом подходят к машине. Оказалось, что девушка успела быстро усадить ребенка в детское кресло, а дэпээсникам сказала, что искала ключи от квартиры.
Новый улов — тюнингованный Mercedes синего цвета. Двое горячих молодых людей пытаются шутить с инспекторами, но так просто они не отделаются.
Под включенную видеокамеру их спрашивают о наличии запрещенных веществ или оружия. При отрицательном ответе их просят выложить содержимое карманов на капот.
При осмотре машины полицейские находят небольшой нож. Ребята опять отшучиваются, мол, мы сами добрые люди, не гоняем, не нарушаем, просто весна — сезон для тюнинга. А нож — подарочный, ручной работы. С предупреждением не возить при себе такие вещи их отпускают. А вот другому водителю, который возил при себе кастет, с ним пришлось расстаться.
Угоны и поколение пепси
Интересуюсь у служащих спецроты, появились ли у них особые распоряжения по проверке потенциально «гоночных» автомобилей после нескольких громких историй со стритрейсерами в столице. Говорят, что такого нет и работа проходит в штатном порядке. «Конечно, поколение пепси, которым папа купил машину, а мозг забыл, сейчас ездит по дорогам, без этого никуда, — говорит один из инспекторов. — Но мы больше завязаны на уголовные дела, связанные с оружием и угонами. Вот только сейчас задержали целую банду — они специализировались на Lada Priora. Да, не смейтесь: доход это хороший. Угнать их можно быстро и легко. Пусть и продать тысяч за пятьдесят за штуку, но зато в каких объемах!
У нас ведь в Москве что угоняют больше всего? Kia Rio, Hyundai Solaris и Lada Priora.
На днях, правда, удалось задержать угонщика, который работал по Land Rover. Теперь это будет его четвертая ходка. Но делать он больше ничего не умеет и не хочет. Пока был на свободе, купил машину и квартиру. Говорит, что воровал и будет воровать дальше, как выйдет».
Проходит около двух часов, и кажется, что под гребенку попадают уже все. Для проверки тормозят маленький Fiat 500 с аккуратной блондинкой за рулем. Я удивляюсь: а в ней-то чего подозрительного? Оказывается, как рассказывают полицейские,
некоторые молодые люди любят делать своим девушкам необычные «подарки» и заказывают поддельные права.
При этом обладательница такого «дара» остается в неведении до первой проверки. «Поддельный документ мы уже определяем даже не на ощупь, просто чувствуем, и все тут, — говорит инспектор. — Сейчас подделывать стали мастерски, но, когда у тебя за день проходит через руки сотня таких водительских прав, ненастоящие уже начинают «гореть в руке». А размер автомобиля не так уже и важен: и на маленьком Daewoo Matiz, и на «каблучке» можно перевезти опасный груз, включая оружие».
Тем временем инспекторы окружают Ford Focus оранжевого цвета.
«Наш типаж. Ездят в таких совсем не библиотекари», — говорит мой спутник. И верно: в машине пятеро молодых парней в татуировках, дымят электронными сигаретами. Досматривают их долго, интересуются, есть ли ножи или другое оружие. Проверяется и сам автомобиль. Потом стражи правопорядка пробивают номера и наконец отпускают компанию: все в порядке.
«Навстречу водители идут, но не всегда, — рассказывает один инспекторов ДПС. — Например, любят поспорить приезжие, которые привыкли своей «подкованностью» строить сотрудников ГИБДД в своем регионе. Но стоит дать им грамотный ответ — они сразу же унимаются. Есть и принципиальные водители. Просишь их открыть багажник, они требуют понятных. А сейчас ведь разрешена и видеосъемка: включил телефон — и все. Бывает так, что настоишь на своем и находишь что-то подозрительное. А водитель просто надеялся, что с ним, таким упертым, не будут связываться.
В общем, работа сложная, надо постоянно держать себя в руках. А когда тебе 30-й человек за день пытается мотать нервы — это трудно».
Как изымают наркотики
Меняем дислокацию и переезжаем на дежурство в район Коломенского, где дислоцируются несколько других экипажей. Тут при проверке отечественной «девятки» внимание инспекторов привлекает молодой пассажир в шортах и с перевязанной после перелома ногой. Парень начинает нервничать, и выясняется, что при себе у него имеется сверток с подозрительным веществом, напоминающим гашиш. Чтобы он не смог «скинуть» находку, его наручниками приковывают к двери.
На место вызывается оперативно-следственная группа для проведения изъятия. Оказывается, что парня зовут Никита, ему 20 лет и он уже собирался уходить в армию, но неудачно сломал ногу. «Вы можете помочь, пожалуйста, я знаю, я дурак, — испугано говорит парень, обращаясь ко всем вокруг. — Я не себе вез, друг попросил забрать и привезти ему, я даже не знаю, как звали человека, у которого я забрал сверток. Я сам не употребляю».
Помочь ему могут разве что сигаретой. И советом: перевозка наркотиков считается более серьезным преступлением, нежели хранение или употребление. Но новички пытаются оправдать себя именно таким образом, только ухудшая свое положение.
Во время беседы раздается громкий крик и ругательства из другого остановленного автомобиля — белой Mazda6 без номеров.
Крепкий высокий мужчина вываливается с пассажирского сиденья и неожиданно набрасывается на сотрудников ДПС с кулаками.
Те пытаются усмирить дебошира, но даже шестерым-семерым полицейским оказывается на так просто удержать мускулистого дебошира. Тот продолжает истошно кричать и требовать, чтобы его отпустили.
«Он пытается съесть сверток, держите его», — кричат полицейские на всю улицу.
Ор, хрипы, мат, появляются наручники, которыми мужчину сковывают по рукам и ногам и оставляют лежать на асфальте до приезда экспертов. «Мужик, лежи спокойно! — кричат разгоряченные полицейские. — Ты вон жезл даже сломал!» Водитель «Мазды» пытается помочь, но его гонят прочь.
«Да я расслаблен, лежу! Я нормальный, не сопротивляюсь больше, — кричит мужчина, с трудом выговаривая слова.
— Я думал, вы меня будете бить, поэтому сопротивлялся. Я больше пить не буду, обещаю!»
Теперь специалистам придется производить два изъятия: подозрительный сверток внушительного размера задержанному съесть не удалось.
Успокоившись, мужчина по имени Алексей рассказывает, что ему 32 года, он из Краснодара, а в Москву приехал за машиной, которую, собственно, и купил.
«Я бизнесмен, четыре месяца назад у меня родился ребенок, — говорит он, — а сверток везу брату». В итоге все это он и рассказал прибывшим оперативникам, которые изъяли три внушительных куска спрессованного вещества и горсть таблеток, завернутых в десятиевровую купюру». Уже в стороне задержавшие его полицейские расстроенно вздыхают. «У мужика фирма, ребенок, а он занимается такими делами, — говорит немного помятый после потасовки дэпээсник. — И давай еще все это оперативной группе рассказывать, что занимался перевозкой наркотиков. Собирался с этим проехать через всю Россию. Сейчас его «закроют» и что будет делать жена?»
У клубов дежурить бесполезно
Финальная точка — снова у метро «Тульская». Патруль задержал там двух молодых людей при досмотре автомобиля такси, и мы едем проконтролировать ситуацию. По пути на место полицейские пробивают по базе номера автомобилей, которые движутся с ними в потоке. Доехав, видим двоих бледных, как полотно, подростков.
У одного в кармане таблетки, предположительно экстази. «Я нашел на улице, на Рязанском проспекте, — говорит 20-летний задержанный Иван. — Было интересно». Теперь всех подозреваемых повезут в участок на оформление, где служащие спецроты и продолжат свою работу. Тем временем наступает глубокая ночь, и я прощаюсь с экипажем.