Как выяснила «Газета.Ru», на текущей неделе в правительстве должен быть рассмотрен резонансный законопроект, вводящий дифференцированное наказание за систематические нарушения ПДД, — закон, схожий с существовавшей еще в советские времена балльной системой для нарушителей.
Инициатива была разработана ГИБДД еще в ноябре прошлого года согласно правительственному плану мероприятий по снижению смертности в ДТП и серьезно дорабатывалась после шквала критики.
Между тем, согласно перечню поручений президента по итогам прошедшего в марте заседания президиума Госсовета, проект этого ФЗ должен быть внесен в нижнюю палату уже до 1 июня.
Как писала «Газета.Ru», суть инициативы заключается в том, чтобы лишать водителей, три и более раз совершивших определенные нарушения ПДД, водительских прав.
По данным ГИБДД, почти 40% ДТП в 2014 году было совершено по вине водителей, которые неоднократно привлекались к административной ответственности. В Госавтоинспекции отмечали, что «это свидетельствует о недостаточности существующей государственной системы реагирования на систематические правонарушения в области дорожного движения».
В ГИБДД предложили дополнить КоАП РФ новой статьей (12.38) «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством». Составленный изначально чиновниками список нарушений, за систематическое совершение которых предлагалось отбирать права, подвергся серьезной критике со стороны экспертного сообщества и депутатов Госдумы.
В частности, недовольство экспертов вызвал тот факт, что в законопроект были включены самые банальные нарушения — например, правил стоянки и остановки, маневры без поворотников, несоблюдение требований разметки и прочие часто встречающиеся отступления водителей от ПДД.
В общей сложности в ГИБДД изначально хотели включить в этот перечень более 20 составов нарушений ПДД. Злостных нарушителей предлагалось лишать прав сроком на один год.
По результатам независимой антикоррупционной экспертизы законопроект был признан коррупциогенным.
«Четкое определение термина «систематическое совершение административных правонарушений» проектом федерального закона не предусмотрено, — отмечают эксперты Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), проводившие экспертизу. — Из диспозиции указанной статьи (12.38) с должной ясностью не следует, в течение какого времени лицо должно быть подвергнуто административному наказанию за совершение указанных в ней административных правонарушений, чтобы эти правонарушения являлись систематическими, а также должно ли лицо быть подвергнуто наказанию за три правонарушения по одному и тому же из перечисленных составов или их совокупности. Отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения является коррупциогенным фактором».
Кроме того, согласно заключению экспертов, ряд перечисленных в документе нарушений не представляет повышенной опасности для других участников дорожного движения.
К таким нарушениям эксперты отнесли невыполнение требования подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой (ч. 1 ст. 12.14); несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой (ч. 1 ст. 12.16); нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств (ч. 2–4 ст. 12.19); нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов (ст. 12.6); поворот не из крайнего ряда (ч. 1.1 ст. 12.1) и несколько других.
В результате, как ранее пояснял «Газете.Ru» бывший замглавы ГУОБДД Владимир Кузин, документ был отправлен на доработку — из перечня нарушений убрали ряд спорных составов, сократив его вдвое. В частности, из законопроекта, как утверждал Кузин, исчезли такие нарушения ПДД, как неправильная парковка, непристегнутый ремень, управление ТС с неисправными тормозами.
В то же время ни в ГУОБДД, ни в АСМАП не упоминали о том, что из законопроекта будут исключены такие нарушения, как превышение скорости на 20 км/ч и выше, выезд на перекресток в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие другим ТС; заезд за стоп-линию и отказ предоставить свое транспортное средство сотрудникам полиции по их требованию.
Как пояснил «Газете.Ru» источник в Белом доме, доработанный проект ФЗ был направлен в правительство еще несколько месяцев назад — 11 января. По какой причине он до сих пор не был внесен в Госдуму, собеседник не уточнил.
Финальная редакция проекта поправок, которую должна рассматривать на этой неделе законопроектная комиссия правительства, пока не была опубликована, поэтому точный список составов нарушений, которые разработчики все же оставили, неизвестен.
Также неясно, выработали ли в ГИБДД иные формулировки для новой статьи КоАП, на чем настаивали независимые эксперты.
Несмотря на то что, согласно еще одному поручению Путина по итогам Госсовета, Госдума должна рассмотреть в том числе и этот законопроект уже в весеннюю сессию, осуществить это депутаты смогут только осенью.
«Мы точно не успеем сейчас рассмотреть законопроект:
только на рассылку для отзывов нужен месяц, — поясняет «Газете.Ru» первый зампред конституционного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков. — Все это перенесется на осень, так же как и законопроект об опасном вождении. Что касается самой инициативы, то я бы на месте МВД постыдился вывешивать это в том виде, в котором они ее изначально опубликовали. Хорошо, что они услышали экспертов и удалили часть составов нарушений. Но это вовсе не значит, что инициатива в таком доработанном виде пройдет в Госдуме».
Парламентарий считает, что в законопроекте должны остаться исключительно грубые нарушения ПДД.
«Существенное превышение скорости — на 60 км/ч и более, проезд на красный, движение по встречной полосе — это можно оставить.
Но нельзя лишать прав за три превышения скорости на 20 км/ч», — говорит Лысаков.
Лидер движения «Автомобилисты России» Виктор Похмелкин перспективу введения дифференцированного наказания за нарушения ПДД также критикует. «В 1990-х я был среди инициаторов отмены балльной системы, — говорит «Газете.Ru» Похмелкин. — С тех пор мое отношение к этому не изменилось.
Раньше этот закон был коррупционным, будет и сейчас. При этом к безопасности инициатива отношения не имеет — у нас и так за некоторые нарушения, в случае их повторности, предусмотрено лишение прав.
К тому же водители хотят пожить спокойно, по тем многочисленным новым правилам, которые для них за последнее время установили. Я бы вообще предложил ввести мораторий на изменение законодательства для автомобилистов хотя бы на год. Но и то хорошо, что этот законопроект будет рассматриваться только осенью. Возможно, к этому времени состав Госдумы изменится и инициативу принимать не станут».