Российские страховые компании активно пытаются избавить рынок ОСАГО от посредников, оставив автовладельца, попавшего в ДТП, один на один со страховой компанией. По мнению страховщиков, недобросовестные автоюристы отсуживают у них по договорам ОСАГО чрезмерно большие суммы, при этом сами страхователи недополучают компенсации по ущербу в результате ДТП.
Так называемые автоюристы, как поясняют в РСА, перехватывают автовладельца сразу после ДТП и чуть ли не на месте аварии заключают с ним договор или оформляют доверенность на право требования по страховке, сразу же выплачивая ему определенную компенсацию. Потерпевший автовладелец, уверены страховщики, при этом получает сумму меньше той, что могла быть выплачена, обратись он непосредственно в страховую компанию. После этого юристы направляют страховщику досудебную претензию. Попавшее в ДТП транспортное средство при этом на осмотр не предоставляется, в результате чего страховщик не может определить размер ущерба.
«Итог — штрафы, пени, завышенный размер ущерба идут не в пользу потерпевшего, а в пользу автоюриста, что можно классифицировать как злоупотребление правом», — жалуются в РСА.
По данным РСА, доля компенсаций таким посредникам с 2011 по 2015 год выросла с 15 до 43% в общем объеме судебных выплат по ОСАГО. В прошлом году общая сумма судебных выплат по ОСАГО составила 18,4 млрд руб. Таким образом, около половины этих денег, как утверждают страховщики, у них были отсужены не самими автовладельцами, а наживающимися на этом автоюристами.
При этом представители рынка автострахования жалуются на определенные проблемные или «токсичные» регионы. Так, доля судебных выплат в общем объеме компенсаций по ОСАГО в Южном федеральном округе достигает, по данным страховщиков, 40%. В то же время в среднем по России доля судебных выплат составляет 10–12% от общего объема.
Как рассказал «Газете.Ru» информированный источник на российском рынке автострахования, проблема активности автоюристов была поднята акционерами крупнейших страховых компаний на закрытой встрече с главой Центробанка РФ Эльвирой Набиуллиной, которая состоялась по инициативе страховщиков в конце прошлой недели.
Страховщики рассказали о колоссальных убытках, которые они оценили в несколько миллиардов рублей. По их мнению, успешной практике недобросовестных автоюристов, особенно в южных регионах, способствует то, что они нередко находятся в сговоре с судьями, которые принимают решение о выплате компенсаций.
Конкретных шагов по исправлению ситуации по итогам встречи предпринято не было. Набиуллина отметила, что в настоящее время страховой рынок в России сбалансирован. Судя по всему, не найдя поддержки у регулятора, страховщики решили обратиться в Верховный суд.
Так, как рассказали «Газете.Ru» в РСА, председателю Верховного суда была направлена просьба выпустить разъяснения для судов, которые помогут избегать случаев, когда автоюристам удается взыскивать чрезмерно высокие выплаты по договорам ОСАГО.
В частности, РСА просит ВС дать разъяснения о том, что судам следует назначать экспертизу с представлением страховщику ОСАГО в обязательном порядке поврежденной машины. Кроме того, при оценке ущерба РСА предлагает руководствоваться исключительно единой методикой и ценовыми справочниками, которые разрабатываются страховщиками.
«В случае с автоюристами при оценке ущерба могут быть любые варианты — все зависит от степени коррумпированности суда и личных связей автоюриста, — поясняет «Газете.Ru» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. — То есть ни к методике расчета, ни к справочникам оценка может быть вообще не привязана. Оценивается ущерб независимыми, но прикормленными экспертами. В результате требуемая сумма берется неизвестно откуда, но суд почему-то встает на сторону истца».
Кроме того, представители рынка автострахования утверждают, что часто стоимость самой экспертизы, которую заказывал истец, превышает среднерыночную в 10–20 раз.
«Мы просим Верховный суд дать разъяснение, согласно которому размер расходов на проведение экспертизы, представленной истцом, должен соответствовать среднерыночному значению в соответствующем регионе, — уточняют в РСА. — Кроме того, мы настаиваем, что должен соблюдаться закон «Об ОСАГО», по которому до предъявления иска в суд потерпевший обязан обратиться с заявлением об убытке к страховщику. Нарушение этого пункта закона приводит к тому, что, к примеру, претензия, направленная по почте, может содержать пустые листы, хотя, судя по описи вложения, соответствующие документы приложены к претензии».
По подсчетам страховщиков, если средняя выплата по ОСАГО в досудебном порядке составляла последние четыре года 35 тыс. 615 руб., то средняя выплата за аналогичный период с учетом судебных издержек почти вдвое больше — 62 тыс. 944 руб.
В РСА также отмечают, что сама проблема «автоюристов» является актуальной уже не первый год, но в течение последних нескольких месяцев она стала еще более острой.
«Автоюристы активизировались после общего спада в экономике: суды по ОСАГО стали для них дополнительным — и стабильным — источником доходов», — уверены в РСА.
В то же время страховщики признают, что требовать получения большей выплаты — право любого гражданина. «Если пострадавший считает, что страховая компания необоснованно занизила ему выплату, он может обратиться к юридическому специалисту, который представит его интересы в судебных инстанциях. Но совсем другое дело, когда ДТП используется для обогащения нечистых на руку «автоюристов». Эта деятельность — нецивилизованная — возможна благодаря еще несовершенной законодательной практике. Меры по ее корректировке и были изложены нами в письме к Верховному суду», — поясняют в РСА.
Гендиректор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников убежден, что доходы автоюристов не так высоки, как утверждают страховые компании. «Контрактов юристов с автовладельцами страховщики не видят, поэтому не могут подсчитать, сколько попавший в ДТП гражданин заплатил за работу юриста, — рассказал Тюрников «Газете.Ru». — Поэтому оценка доходов автоюристов, сделанная страховыми компаниями и РСА, вызывает обоснованное недоверие.
В любом случае доходы не так высоки, как пытается представить РСА — 3 млрд — более реальная цифра. Их нужно разделить на 100 тыс. юристов, а именно столько специалистов помогают взыскивать недоплаты по ОСАГО по всей России. Получится в среднем 30 тыс. руб. в год».
Собеседник отмечает, что 90% исков к страховщикам сегодня удовлетворяется судами. «Если бы было наоборот, тогда как раз страховщики вправе были бы говорить о давлении со стороны автоюристов. А так, по сути, они жалуются на законные решения судов, которые признают правоту истцов, — говорит Тюрников. — В то же время надо понимать, что автоюристы не появились на пустом месте — этому способствовали сами страховщики, которые как недоплачивали клиентам 12 лет назад, так недоплачивают и сейчас».
«Конечно, есть и недобросовестные страховщики, многие из которых, правда, разоряются, — говорит Иванов. — Но есть и наивные клиенты, которые думают, что страховая должна заплатить за все, даже за те повреждения, которые были получены раньше».
Стоит отметить, что на фоне выдвигаемых представителями страхового рынка автоюристам обвинений в злоупотреблении правом ради коммерческой выгоды последние запустили в мессенджере Telegram бота-юриста (AutoLawyerBot), который бесплатно помогает пользователю оспорить заниженную выплату по ОСАГО,
а также составить претензию на неправильное применение страховщиком коэффициента бонус-малус, с помощью которого рассчитывается скидка за безаварийную езду и стаж.
Напомним, что в прошлом году крупнейшие страховые компании начали продавать полисы ОСАГО в ряде регионов с перебоями, якобы из-за отсутствия бланков. Среди таких регионов оказались лишь те, в которых компании фиксировали убытки по этому виду автострахования и жаловались на пресловутых автоюристов. Проблема возникала уже и в 2016 году. Помимо отказов в продаже полиса автовладельцы заявляли и о случаях навязывания страховыми компаниями дополнительных услуг, что запрещено законом.