Как GM «ушел» с российского рынка
Когда в начале 2015 года крупнейшая американская автомобильная корпорация General Motors заявила об уходе с российского рынка и консервации автозавода в Санкт-Петербурге, отечественные комментаторы поспешили окрестить это «политической акцией» и заподозрили правительство США в давлении на компанию. При этом сам General Motors отверг подобные обвинения, заявив о глобальной смене стратегии на российском рынке. Однако что это за стратегия и во что она в итоге вылилась на практике?
На российском рынке американская корпорация работает с 1992 года. Глобальная локализация бренда началась в эпоху автомобильного бума в России в середине «нулевых». Официально потребителю стали доступны популярные западные бренды Chevrolet, Opel и Cadillac. В 2006 году в поселке Шушары под Санкт-Петербургом началось строительство автосборочного завода, инвестиции в который эксперты оценивали в $300 млн. В открытии производства в конце 2008 года принял участие на тот момент президент России Дмитрий Медведев.
«Уверен, что у этого предприятия очень хорошие перспективы, несмотря на те сложности, которые переживает планета», — заявлял на открытии петербургского завода глава государства. Медведев подчеркивал, что инвестиционные обязательства были исполнены в срок, а взаимодействие по строительству современного производства стало «хорошим примером сотрудничества».
Примечательно, что GM наращивал влияние на российском рынке, в то время как в США автогигант переживал сложные экономические трудности, из-за которых концерн оказался на грани банкротства.
На заводе в Шушарах в три смены работали 2,5 тыс. человек — в подавляющем большинстве россияне. В начале 2012 года здесь был выпущен 100-тысячный автомобиль хетчбэк Chevrolet Cruz. Параллельно GM налаживал сотрудничество с российским автогигантом ОАО «АвтоВАЗ», с которым американцы смогли наладить совместное предприятие по выпуску серийных автомобилей повышенной проходимости Chevrolet Niva.
Дилерская сеть GM в России на пике продаж насчитывала порядка 160 центров в 94 крупных городах. В итоге американский концерн стал одним из самых влиятельных на российском авторынке, и даже в самых смелых прогнозах аналитики не упоминали звездно-полосатого автогиганта как возможного кандидата на выбывание.
Однако обвал российской экономики в конце 2014 года и санкционные войны испугали американских инвесторов куда сильнее, чем финансовая нестабильность конца «нулевых».
В итоге General Motors неожиданно для всех (в прессе не было ни одной утечки или хотя бы намека) объявил о сенсационном решении убрать с российского рынка Opel и бюджетные Chevrolet.
Как уже упоминалось выше, аналитики поспешили охарактеризовать сворачивание присутствия на отечественном рынке «политической акцией», некоторые комментаторы даже заявили о давлении правительства США. Звучали и более взвешенные оценки, например о нерентабельности бизнеса в связи с девальвацией рубля — основные детали и узлы даже производимых в нашей стране автомобилей закупались за границей. Отреагировали на новость и в российском правительстве — министр промышленности и торговли Денис Мантуров назвал такой шаг «стратегической ошибкой».
Вместе с тем американская корпорация выступила с официальным заявлением, которое на фоне упаднических комментариев «о политической подоплеке в решении GM» осталось фактически незамеченным. General Motors открыто заявил, что сворачивание ряда моделей является не бегством с тонущего корабля и тем более не давлением властей США. В связи с непростой экономической ситуацией и изменением структуры авторынка было принято решение о глобальной смене стратегии в России — американская корпорация подчеркивала, что рынок РФ для нее крайне важен. Именно поэтому в кризисный период была объявлена акция с рекордными скидками на модельный ряд, а сокращенные сотрудники российских филиалов получили небывалые отступные. При этом компания сразу отказалась от идеи продажи завода в Санкт-Петербурге, несмотря на полную консервацию производства.
И, судя по планам и премьерам концерна в России на этот год, уходить GM никуда не собирается.
GM как стартап
Глобальная смена стратегии General Motors в России обошлась американскому производителю в несколько сотен миллионов долларов (точная сумма не разглашается). Согласно новой стратегии, российский рынок предстоит завоевать премиальным автомобилям линейки GM и, в частности, Cadillac, на который и сделан ключевой акцент. Хорошо известную во всем мире аксиому — когда в кризис бедные беднеют, а богатые богатеют — довольно ярко демонстрируют российские автопродажи. И если массовые сегменты продолжают «соревноваться» в рекордных падениях продаж, то премиум и люкс демонстрируют стабильный и устойчивый рост. Например, по данным «Автостата», в первом квартале 2016 года продажи люксовых иномарок в России выросли на 25%.
Именно поэтому американский концерн не ушел с российского рынка, но перестроил бизнес под новые реалии.
«Компания фокусируется на премиальном сегменте автомобильного рынка, продолжая продажи в России всего модельного ряда Cadillac и американских моделей Chevrolet: Corvette, Camaro и Tahoe», — уточнила пресс-служба корпорации. При этом подчеркивается, что послепродажное и гарантийное обслуживание машин марок Opel и массовых моделей Chevrolet никто не сворачивает, сервисные центры созданы на базе официальных дилерских салонов, в которых к концу 2015 года завершили продажи этих марок машин.
«В 2016 году мы нацелены на рост вместе с премиальном рынком. Мы хотим увеличить свою долю на рынке премиума — прежде всего за счет новых моделей», — подтвердил планы в комментарии «Газете.Ru» глава пресс-службы GM Сергей Лепнухов.
Продажи Cadillac в этом году в сравнении с прошлым уже выросли вдвое — 204 автомобиля за четыре месяца в 2015-м против 401 автомобиля за январь — апрель 2016-го (данные АЕБ). Впрочем, это все равно меньше, чем в докризисные 2014 и 2013 годы, когда в России за те же четыре месяца было продано 493 и 551 автомобиль соответственно. Однако стоит учитывать, что в этом году линейка Cadillac только ожидает обновления.
XT5 как главная премьера GM-2016
В этом году на российском авторынке General Motors планирует сразу несколько громких премьер. Так, в автосалонах российских официальных дилеров (сейчас их 11, планируется довести до 17) в этом году появятся новые Cadillac CTS-V, Chevrolet Corvette и Chevrolet Camaro нового поколения.
Однако самые большие ожидания как официальных дилеров, так и экспертов рынка от кроссовера премиум-класса Cadillac XT5, который заменит в модельном ряде SRX, выпускавшийся на протяжении шести лет.
Его официальная презентация прошла в Дубае и Лос-Анджелесе. Ожидается, что прямые продажи начнутся в середине лета.
«Абсолютно новый XT5… будет первым в линейке из четырех новых кроссоверов Cadillac. Модель XT5 играет ключевую роль в нашем развитии. Именно поэтому в ходе разработки мы уделили максимум внимания каждому элементу, чтобы предложить клиентам больше пространства, технологий и эффективности», — отметил на представлении автомобиля в Нью-Йорке президент Cadillac Йохан де Найссен.
в отдельном репортаже
В случае применительно к XT5 фраза «абсолютно новый» не просто дежурное клише автомобильных маркетологов, а скорее скромная констатация факта. Дело в том, что за последние два года GM вложил $2 млрд в развитие бренда Cadillac. XT5 стал первой премьерой в новой модельной линейке компании, которую смогут оценить россияне.
В середине апреля стали известны цены, по которым кроссовер будет продаваться в России.
На отечественный рынок поступит единственный вариант силовой установки — 3,5-литровый двигатель мощностью 310 «лошадок», работающий вместе с полноприводной системой и 8-ступенчатой коробкой-автоматом.
В базовой комплектации стоимость составит 2,99 млн руб. Комплектация Luxury дороже на 200 тыс., комплектация Platinum с дорогим кожаным салоном, камерой кругового обзора, цветным дисплеем и автоматическим открыванием багажника будет стоить 3,99 млн. Эксперты отмечают, что ключевые конкуренты нового кроссовера, за исключением Infiniti QX70, даже в базовой комплектации будут дороже.
Как говорится в описании к автомобилю, его кузов выполнен из ультравысокопрочной стали и собран с помощью лазерной сварки, что обеспечивает отличные показатели жесткости на изгиб и кручение. Снаряженная масса американского внедорожника значительно меньше, чем у «одноклассников» Audi Q5 и Mercedes GLE, и составит порядка 1,8 тонны.
Внешний вид автомобиля лучше оценивать по фото. Классические очертания «Кадиллака», водителя которого благодаря голливудским фильмам мы представляем в образе сотрудника спецслужб, сохранились и в XT5. Это как раз тот случай, когда модель автомобиля в эпоху глобальной унификации не спутаешь ни с чем.
«Малые свесы кузова в сочетании с массивными колесами, максимально вынесенными по углам, придают ХТ5 дополнительную «осанистость» на дороге, великолепно держится на дороге», — характеризует новую модель исполнительный директор Cadillac по глобальному дизайну Эндрю Смит.
В отделке салона автомобиля, сообщает производитель, используются элементы, раскроенные и пошитые вручную, а не штампованные на конвейере панели, как у многих машин.
По версии авторитетного американского журнала Wards Auto, XT5 вошел в топ-10 лучших автомобильных интерьеров этого года. Издание отметило использование дорогих отделочных материалов — например, полуанилиновой кожи и вставок из замши.
Одним из первых автомобиль смог оценить корреспондент «Газеты.Ru». Салон автомобиля действительно понравится каждому — начиная от качества материалов и заканчивая эргономикой. Оценят его и поклонники гаджетов, для которых предусмотрены полная синхронизация с автомобилем, удобные отделения для хранения и подзарядки. Просторные широкие сиденья с кучей возможностей для регулировки, удобный задний диван для двух пассажиров, сенсорный экран высокого разрешения и тонна электронных наворотов — здесь есть все, что только может понадобиться даже самому предвзятому автомобилисту.
Стоит отдельно сказать о камере заднего вида, которая интегрирована прямо в зеркало заднего вида, — подобная опция реализована впервые и стала «фишкой» премьеры нового автомобиля.
Качество картинки такое, что как будто смотришь не в камеру заднего вида, а фильм в hd-качестве. Можно даже попробовать постоянно ездить с включенной камерой на зеркале заднего вида, но с непривычки может немного закружиться голова. Кто-то скажет «баловство», но при регулярном использовании можно привыкнуть настолько, что без этой опции будет ощущение, что чего-то не хватает.
Что касается впечатлений от Cadillac XT5, когда оказываешься за его рулем, то это уже как раз тот класс и воплощение автомобиля, благодаря которому от вождения получаешь удовольствие. Мягкая и мгновенная реакция на нажатие педали газа, плавное переключение передач автомата, четкое торможение и легкое маневрирование...
В GM пока не разглашают квоту на XT5, предусмотренную для России. Видимо, концерн, заново осваивающий российский авторынок, с осторожностью стартапера подбирается к самой искушенной премиальной аудитории, которой новый американский автомобиль наверняка придется по душе.