Расписали торопыг, объяснили нервяков

Что такое опасное вождение, показали на примерах

Алина Распопова, Даниил Ломакин
Shutterstock
«Торопыги», «нервяки» и «воспитатели» на дорогах — это лишь несколько определений «опасного» вождения, которые сформулировали ведущие автомобильные эксперты. На примерах шести подборок нарушений в правительстве решили объяснить, за что именно агрессивных водителей планируется штрафовать на сумму 5 тыс. рублей. «Газета.Ru» разобрала каждую ситуацию: эксперты опасаются, что в ГИБДД смогут трактовать происходящее на дорогах по своему усмотрению.

Наглядные видеоролики, в которых продемонстрированы типичные примеры опасного вождения, разместили на сайте «открытого правительства» России. Создать в сети такую библиотеку видеоматериалов ранее поручил первый вице-премьер Игорь Шувалов по итогам общественного обсуждения с участием экспертов, представителей профильных ведомств, Общественной палаты, общественных организаций, страхового рынка, юристов, журналистов и блогеров. На создание видеобазы у исполнителей ушло всего полтора месяца. За примерами им ходить далеко не пришлось — на каждую смоделированную в 3D-ситуацию нашлось несколько реальных случаев, попавших в камеры видеорегистраторов. Некоторые из них становились поводами для резонансных публикаций в СМИ, в том числе и в «Газете.Ru».

Всего на сайте представлено шесть примеров поведения, которым авторы дали довольно звучные названия: «шашки», «нервяки», «торопыги», «грядки», «воспитатели» и «упертые». Но этими вариантами нарушения не ограничатся — базу примеров агрессивного вождения будут расширять.

Считаются только многократные нарушения

Руководитель программы «Главная дорога» Илья Скрябин, который принял участие в разработке видеобиблиотеки, пояснил «Газете.Ru», что опасным будет признаваться вождение только в случае допущения повторных нарушений. Он уверяет, что субъективной оценки нарушения быть не может, поскольку сотрудники ГИБДД будут руководствоваться записями с видеокамер.

«Нормы, которые собраны в термине «опасное вождение», — это совокупность нарушений, — говорит Скрябин. — При этом мы попытались быть максимально конкретными.

Вот ты кого-то подрезал — всякое бывает, это одна ситуация, и опасным вождением это признать нельзя. Но если ты делаешь это регулярно, то ситуация меняется. Если водитель при объезде той же ямы включает поворотник, внимательно следит за дорогой и не мешает другим водителям, то это никак нельзя назвать опасным вождением. А вот если он резко перестроился раз, второй, третий, то разговор уже другой. Если ты один раз слишком близко подъехал к другому автомобилю, не рассчитал, это несоблюдение дистанции, но если ты сгоняешь таким образом несколько автомобилей с полосы перед собой, допускаешь такое нарушение многократно, то наказать такого автомобилиста могут именно за опасное вождение. Поэтому и создается библиотека с такими нарушениями — всему составу ГИБДД она будет поставлена в пример».

«Газета.Ru» с помощью автомобильных экспертов и юристов проанализировала каждую из предложенных ситуаций и выяснила, что грозит попавшим в них потенциальным нарушителям.

«Шашки»: многократные перестроения

На первом из примеров показано перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. В нем красный автомобиль четыре раза за несколько секунд вклинивается в разные потоки.

Эту ситуацию раскритиковал координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, обращая внимания на расплывчатую формулировку «интенсивное движение».

«Что же такое, по мнению чиновников, неинтенсивное движение, — вопрошает Шкуматов в беседе с «Газетой.Ru». — Как понять, где проходит граница между этими понятиями? И кто должен определять, было ли перестроение через прерывистую линию разметки опасным, так как движение интенсивное, или же неопасным, поскольку движение неинтенсивное? Видимо, инспектор ГИБДД «на глазок» — ну и разве это не повод для новых поборов и коррупции? Более того, в «нарисованном» ролике, на мой взгляд, движение вовсе не интенсивное, а вполне свободное. Кроме того, на записях с регистраторов видно, что водители и так нарушают ПДД — несколько раз пересекают сплошную линию разметки. Надо научиться администрировать такие нарушения, а не вводить новый термин и наказание».

В свою очередь автоюрист Виктор Травин уверен, что такое нарушение, как «опасное вождение», сотрудники ГИБДД будут оценивать на глаз.

«К примеру, «шашечки». Вот ты резко перестроился, а если ты объезжал яму? Но это уже неважно, получай штраф. Получается, это оценочная категория, все будет зависеть от настроения гаишника», — говорит Травин «Газете.Ru».

«Нервяки»: подрезания при перестроении

Второй вид агрессивного вождения это так называемые «нервяки». В роликах показано, как при перестроении водители не выполняют требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения.

«Создатели роликов, судя по всему, не вникали в представленную ГИБДД формулировку, где указано, что опасное вождение — неоднократные действия водителя, — говорит Шкуматов. — Но в примерах «нервяков» мы видим, что водители перестраиваются всего один раз. Есть вопросы и к фактору торможения. Надо понимать, что любое перестроение на скорости перед новичком — стресс для него, и он будет в ужасе бить по тормозам».

«Торопыги»: несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства

Приведенные в библиотеке примеры «торопыг» Шкуматов также критикует. «Тут опять две проблемы: отсутствие четкого определения в ПДД безопасной дистанции и невнятные примеры, где «опасный водитель» опять же ничего не нарушает, — говорит он. — У нас несоблюдение дистанции определяется уже по факту ДТП. Если произошла авария, то виновник не соблюдал дистанцию, а если ДТП нет, то и нарушения тоже нет. То, что в сделанном ролике водитель едет на дорогом красном Porsche и моргает фарами, — это не нарушение. Да и вообще, в этом примере, если оценивать на глаз, никто из водителей не держит разумно безопасную дистанцию — движение очень плотное».

В свою очередь Травин напоминает, что наказание за так называемое поведение «торопыги» уже есть. «Это несоблюдение дистанции, нарушение правила положения автомобиля на проезжей части. А дальний свет у нас включается при определенных условиях, к примеру в темное время суток и в условиях плохой видимости», — говорит эксперт.

«Грядки»: несоблюдение бокового интервала

С «грядками» все еще хуже, чем с остальными примерами, считает Шкуматов. «Ездить на мотоциклах в России тогда никто не будет, потому что всех байкеров сначала начнут штрафовать, а потом просто отбирать у них права. Они же все ездят между рядами — это основное преимущество двухколесных транспортных средств. Не соблюдают боковой интервал? Об этом в ПДД опять же ничего не сказано».

«Воспитатели»: необоснованное резкое торможение перед другим транспортным средством

«Сейчас в Москве меняют отбойники, строители срезают старые болты, и они валяются на проезжей части. Водитель, увидев болт, резко тормозит, чтобы не повредить колесо. Вместо болта может быть яма, собака, любые другие препятствия. Но в глазах того, кто едет сзади, ситуация может выглядеть как «воспитание». Доказать обратное «нарушителю» едва ли удастся», — приводит пример Шкуматов.

С ним согласен и Травин. «В ПДД прописано: резко тормозить запрещается, если неприменение может привести к ДТП. Но если у меня кошка перебегала дорогу, показалось, что пешеход перебегал. И поэтому как за такое наказать — эта норма не работает», — говорит эксперт.

«Упертый»: препятствование обгону

«Препятствие обгону — «бриллиант» библиотеки, — продолжает Шкуматов. — На «нарисованном» экспертами примере опасную ситуацию создает не тот водитель, который, по мнению авторов, препятствует обгону, а тот, кто совершает обгон, выезжая на встречную полосу, когда на него несется фура. Далее нам показывают живые примеры, на которых вообще происходит не обгон, который, согласно ПДД, сопряжен с выездом на встречную полосу, а опережение». Более того, в одном из примеров водитель совершает маневр опережения прямо на перекрестке, в нарушение ПДД. Но виноват, по мнению авторов ролика, другой автомобилист, который движется по единственной полосе и просто маневрирует между ямами на дороге.

Слишком много моделей поведения

Cенатор и экс-глава ГИБДД Владимир Федоров считает, что эксперты и чиновники предложили включить в «опасное вождение» слишком много разных моделей поведения водителя.

«Библиотека — полезное дело — можно подумать, пообсуждать, — говорит Федоров «Газете.Ru». — Но когда дойдет до принятия законов, то понадобятся более четкие формулировки. Кроме того, эксперты уже сейчас определили слишком большой список примеров опасного вождения — его надо сокращать и начинать с малого.

Например, в СССР наказание за опасное вождение уже существовало — норма называлась «создание аварийной обстановки».

Там было жестко прописано только два критерия: действия водителя, которые привели к необходимости резкого торможения либо вынудили его резко изменить направление движения. Тогда норма не работала, потому что не было фотовидеофиксации».

Между тем Травин полагает, что первое время новый вид санкций для водителей будет работать весьма эффективно, но позже ажиотаж и волна наказаний стихнут.

«Новая мера сначала будет работать на ура, потому что это решение руководителей страны и им нужно продемонстрировать, что наказ выполняется, — считает автоюрист. — Но все нормы, все эти виды наказаний, что показаны на видео, и без того уже указаны в ПДД, а в КоАП предусмотрены штрафы. Это и несоблюдение бокового интервала, несоблюдение дистанции, несоблюдение положения на проезжей части, непредставление преимущества. Все это уже есть, только не работает».

Какие штрафы

Окончательного решения о размере штрафа за нарушение пока не принято, однако в правительстве склоняются к сумме 5 тыс. рублей. Речи об уголовной ответственности за «опасное вождение», как и о лишении водительских прав за такое нарушение, пока не идет. Вплоть до осени рабочая группа будет аккумулировать правоприменительную базу, и только после этого соответствующие дополнения могут быть внесены в ПДД и КоАП. Проект постановления правительства РФ опубликован на портале regulation.gov.ru и проходит процедуры общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы, которые завершат 22 октября.