Как рассказали «Газете.Ru» в ГИБДД Москвы, почти половина из всех нарушений (49,3%), которые были зафиксированы камерами в январе – марте, — превышение скорости. Так, более 750 тыс. постановлений было вынесено столичным Центром автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) по ст. 12.9 КоАП РФ. Минимальный штраф по этой статье — за превышение скорости на 20–40 км/ч — составляет 500 руб.
Таким образом, по подсчетам «Газеты.Ru», только за это нарушение столичные водители получили в январе – марте штрафов примерно на 375 млн руб.
Вторым по популярности видом нарушения, попавшим в объективы дорожных камер, стала езда по обочине. По ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ ЦАФАП вынес в первом квартале 2016 года более 350 тыс. постановлений, что составляет 24,5% от общего числа штрафов.
С учетом суммы штрафа за такое нарушение (1,5 тыс. руб.) в общей сложности автомобилистов оштрафовали по этой статье КоАПа по меньшей мере на 525 млн руб.
Кроме того, более 190 тыс. постановлений ЦАФАП оформил за езду по выделенным полосам для общественного транспорта и такси (в Москве карается штрафом в размере 3 тыс. руб.), и еще 135 тыс. штрафов — за нарушения требований дорожной разметки (от 500 до 3 тыс. руб. по ст. 12.16 КоАП РФ). Общая сумма выписанных по этим нарушениям штрафов — минимум 124,5 млн руб.
Таким образом, судя по общему количеству выписанных постановлений, столичные водители в первом квартале получили «писем счастья» более чем на 1 млрд руб.
Отдельно стоит упомянуть о штрафах за нарушения, которые в Москве стали фиксироваться в автоматическом режиме не так давно. Так, за поворот из второго ряда (нарушения требований знака 5.15.1 приложения №1 к ПДД) за отчетный период вынесено более 38 тыс. постановлений. За нарушения правил проезда перекрестков — движение на запрещающий сигнал светофора и пересечение стоп-линии на красный свет — автовладельцы получили более 5 тыс. штрафов. Практически все нарушения по этим двум составам были зафиксированы лишь двумя автоматическими комплексами.
Так, в ГИБДД уточняют, что только одна камера, установленная на ТТК при съезде на Ленинградский проспект, выявила более 38 тыс. нарушений, связанных с поворотом из второго ряда.
Что касается проезда на красный и пересечения стоп-линии, то все штрафы за эти нарушения фиксировались в первом квартале также лишь одним комплексом — он установлен на Велозаводской улице в районе д. 6А, где на перекрестке нанесена вафельная разметка.
Примечательно, что такая же вафельная разметка и соответствующие камеры есть и еще на двух перекрестках в Москве: на пересечении улиц Велозаводской с Автозаводской и Башиловской со 2-й Квесисской. Однако, судя по всему, в этих местах автомобилистам удается избежать нарушений ПДД.
В столичной Госавтоинспекции заявляют, что автоматических комплексов, распознающих проезд на красный и поворот из второго ряда, в Москве вскоре станет больше — сейчас их тестируют и вводят в эксплуатацию.
Например, недавно заработала камера на съезде с ТТК на Варшавское шоссе. Пока с ее помощью удалось поймать лишь 77 водителей, которые пренебрегли разметкой и съезжали на Варшавское шоссе не из крайнего ряда.
Всего в январе – марте ЦАФАП разослал нарушителям более 1,5 млн штрафов на основании данных с автоматических комплексов фиксации нарушений ПДД. Это на 50% больше, чем было в первом квартале прошлого года, когда столичные автомобилисты получили около 1 млн штрафных постановлений.
Почему выросло число штрафов
В ГИБДД «Газете.Ru» пояснили, что рост количества вынесенных ЦАФАПом постановлений связан в том числе с введением в эксплуатацию дополнительных стационарных и передвижных комплексов фотовидеофиксации,
а также проведенной в 2015 году работе по переносу «неэффективных» комплексов из мест, где «очаг аварийности» по состоянию на 2014 год ликвидирован, в новые места концентрации ДТП с пострадавшими.
В настоящее время, по данным Госавтоинспекции, на улично-дорожной сети Москвы установлено 849 комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. Как писала «Газета.Ru», в течение лета в Москве появится еще 600 дорожных камер, которые смогут выявлять 17 видов нарушений ПДД.
Не исключено, что общий рост количества выписанных постановлений мог привести в текущем году и к увеличению числа ошибочных постановлений, сформированных ЦАФАПом.
В результате в столичном управлении ГИБДД автовладельцы стояли в огромных очередях, чтобы обжаловать необоснованно выписанные штрафы. В то же время давки в ГИБДД возникали и по той причине, что прием граждан, добивающихся отмены штрафа, велся лишь два дня в неделю. В начале мая после жалоб автомобилистов, активистов и депутатов Госдумы, прием населения в ГИБДД начали осуществлять ежедневно, кроме выходных.
Источник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией, отмечает, что в столичной ГИБДД поток жалоб на постановления по нарушениям, зафиксированным в автоматическом режиме, действительно вырос, но вместе с тем, увеличилась и доля досудебной отмены ошибочных штрафов – в ГИБДД признают ошибки и не отправляют автовладельцев в суд.