В Дагестане вынесен приговор виновнику загадочного ДТП, которое произошло в декабре прошлого года в дагестанской столице. В аварии погибли двое жителей Хасавюрта, но оказавшийся на скамье подсудимых человек избежал лишения свободы. При этом, анализируя обстоятельства трагического инцидента, достоверно судить о том, что приговор вынесен истинному виновнику трагедии, по меньшей мере сложно.
Авария со многими неизвестными
Напомним, что ДТП произошло 6 декабря около 5.05 утра в центре дагестанской столицы. Само столкновение попало на видео,
однако видеозапись лишь добавляет загадок в эту историю, а ее анализ всерьез ставит под сомнение версию следствия и защиты подсудимого.
На видео водитель элитного Mercedes S63, стоимость которого начинается от 9,2 млн руб., проезжает на красный свет перекресток и на большой скорости таранит ВАЗ-219020. Оба находившихся в салоне отечественной легковушки человека — мужчина и женщина — еще какое-то время после аварии оставались живы и умерли только в больнице.
Однако пассажиры Mercedes и люди из сопровождавшего его внедорожника Mercedes ML не обратили на раненых никакого внимания.
На видеозаписи видно, что после столкновения иномарка остановилась уже за перекрестком. Из подъехавшего ML спешно выходят люди, которые помогают выбраться из салона пассажирам S63, среди которых есть и девушка. Номера машин, а также лица пассажиров из-за качества записи разглядеть трудно, однако очевидно, что сразу после столкновения все пассажиры Mercedes, по-видимому, не получившие никаких травм, при помощи подоспевших пассажиров ML покинули салон машины.
Анонимный автор на ресурсе operline.ru, разместивший видеозапись инцидента, утверждал, что за рулем Mercedes был глава Гудермесского района Чечни Заур Хизриев.
Этот же источник опубликовал и сканы двух сообщений якобы внутренних сводок ГИБДД, согласно которым за рулем S63 находился старший сержант управления вневедомственной охраны МВД по Чечне Имран Арсункаев. В этом же сообщении отмечается, что полицейский управлял своим личным автомобилем в свободное от службы время. В официальной сводке ГИБДД представлена лишь самая общая информация о ДТП.
При этом у машины сопровождения, как можно различить на видео, был привилегированной в Чечне госномер серии КРА — К885РА95RUS.
С такими номерами в республике, по неофициальным данным, перемещаются исключительно близкие к Рамзану Кадырову люди или высокопоставленные чеченские силовики.
На видео также хорошо можно различить одного из пассажиров ML, одетого в униформу, характерную для представителей элитных подразделений силовиков в Чечне. Его могучее телосложение и действия по оказанию помощи пассажирам S63 также свидетельствуют, что он мог выполнять функцию сопровождения попавшего в аварию седана. На личной страничке Арсункаева в Instagram выложено немало фотографий, где он позирует вместе с коллегами в различной камуфляжной форме. На одной из фотографий он стоит на фоне Toyota Camry, на которой установлен тот самый номер Mercedes ML — К885РА95RUS.
Уже после первых публикаций Заур Хизриев заявил, что не имеет к трагедии никакого отношения и возмущен подозрениями в причастности к аварии.
Вскоре после трагедии в Хасавюрт, где жили погибшие в ДТП, приезжала огромная делегация из Чечни численностью до 300 человек во главе с бывшим муфтием Чечни.
Приехавшие чеченцы попытались примириться с родными жертв аварии, что им в конечном итоге и удалось. «По горским обычаям был заключен маслиат (мир), — пояснял «Газете.Ru» член политсовета национально-культурной автономии «Дидойцы» Мухаммад Цези, присутствовавший на церемонии. — Родственники погибших Магомедовых — родители, братья и сестры — сказали, что прощают виновных, так как подобное может случиться с каждым».
Стена молчания
В течение нескольких месяцев «Газета.Ru» пыталась узнать подробности расследования, однако вопреки обыкновению сделать это оказалось практически невозможно. В пресс-службе МВД Чечни, выслушав вопрос «Газеты.Ru» о возможной причастности Арсункаева, попросили перезвонить и больше трубку не брали.
Дагестанские силовики и вовсе сначала занимались тем, что фактически пытались спихнуть друг на друга неудобное расследование.
В МВД Дагестана сначала заявили, что разбирательством займется СК, так как в аварии участвовал сотрудник полиции. Однако в региональном управлении СК РФ также отказались расследовать дело.
Подтвердив в беседе с «Газетой.Ru» причастность к аварии неназванного сотрудника полиции, представитель ведомства заявил, что расследованием будет заниматься МВД, так как полицейский в момент ДТП был не при исполнении.
«Мы вернули материалы дела в МВД, потому что сотрудник полиции был не при исполнении. В УПК прямо сказано, что СК ведет следствие, только если сотрудник полиции совершил преступление, находясь при исполнении. Это ч. 2 ст. 151 УПК РФ».
В конечном итоге уголовное дело по ч. 5 ст. 264 УК РФ (ДТП с двумя и более погибшими) все-таки было возбуждено местным МВД — в ведомстве так и и не смогли пояснить «Газете.Ru» первоначальную путаницу с подследственностью. Произошло это лишь спустя около десяти дней после трагедии.
С тех пор в МВД Дагестана не отказывались от общения с журналистами, но поделиться конкретной информацией об уголовном деле не могли — ситуацию никак не изменили даже официальные запросы. При этом никакого грифа секретности на расследовании не было. В полиции лишь заверяли, что идут активные следственные действия, включая выезды в Чечню, где после аварии находился подозреваемый.
В конечном итоге, так и не сумев рассказать ничего существенного, в местном МВД заявили, что расследование завершено и направлено для утверждения в прокуратуру республики для утверждения обвинительного заключения.
В прокуратуре сначала охотно согласились пообщаться с «Газетой.Ru», попросив лишь ради формальности прислать официальный запрос с вопросами. Однако после его получения ситуация резко изменилась — говорить предметно о подробностях дела с «Газетой.Ru» наотрез отказались, пообещав прислать ответ обычной почтой.
Один из сотрудников объяснил это позицией руководства ведомства и сразу предупредил, что в ответе, который пришел в редакцию спустя несколько недель после отправки запроса, не будет никакой информации. Действительно, в ответе дагестанские прокуроры лишь посоветовали со всеми вопросами обращаться в МВД. «Разговорить» дагестанских прокуроров не помог и официальный запрос «Газеты.Ru» в Генпрокуратуру РФ.
Безработный строитель на Mercedes S63
Как удалось выяснить «Газете.Ru», судебный процесс по резонансному делу занял всего один день и прошел в особом порядке 30 апреля в Советском райсуде Махачкалы.
На скамье подсудимых оказался вовсе не Имран Арсункаев, а житель чеченского села Кади-Юрт (Гудермесский район) 54-летний Беслан Лорсанов. Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе суда, официально он нигде не работает, ранее не судим, женат и имеет трех детей.
Особый порядок рассмотрения дела предусмотрен при согласии на него всех участников процесса, включая потерпевших, и подразумевает упрощенное судебное следствие при полном признании вины со стороны подсудимого и согласии. Взамен ему гарантируется более мягкий приговор — не более 2/3 от максимального наказания. По данной статье он составляет семь лет.
Суд учел ходатайство родственников погибших, просивших не наказывать строго подсудимого, и Лорсанов был осужден на три года условно с лишением права управлять автомобилем на один год.
При этом обвинение требовало для него три года колонии-поселения с лишением права управления автомобилем на два года.
Некоторые подробности самой аварии «Газете.Ru» рассказал адвокат подсудимого, достаточно известный чеченский юрист Байали Эльмурзаев.
По его словам, Лорсанов, как он сам объяснил, в ту ночь отправился в соседний Дагестан вместе с товарищем просто покататься.
Уже в Дагестане они решили устроить уличные гонки с двумя девушками. «Ставили машины, кто быстрее с места поедет. На их сленге это называется «ставиться». За 5–10 минут до аварии они посадили их в свою машину и вместе поехали дальше», — рассказал Эльмурзаев о своем 54-летнем подопечном.
Адвокат объяснил, что желание отправиться в Дагестан было вызвано тем, что в Грозном нет ночных клубов и «люди ездят в Махачкалу».
Защитник заявил, что разбитый в аварии Mercedes принадлежит именно Лорсанову и сейчас поврежденная машина возвращена владельцу. Комментируя его род занятий, Эльмурзаев заявил, что подсудимый не чиновник и не полицейский, а строитель, но после уточняющих вопросов все же признал, что «видимо, не простой строитель» — детально он этим не интересовался. В то же время попытки найти Беслана Лорсанова по специализированной базе Kartoteka.ru успехом не увенчались — никаких связанных с ним фирм не зарегистрировано.
Адвокат категорически отверг наличие у Mercedes машин сопровождения, утверждая, что в Дагестан Лорсанов отправился только с приятелем. «Ребята, вы делаете выводы по фотографиями, никто его не сопровождал», — отметил он, уклонившись от ответа на вопрос о внедорожнике с номерами КРА.
Объяснил адвокат и версию, согласно которой к ДТП оказался причастен глава Гудермесского района Заур Хизриев. По словам Эльмурзаева, те, кто выдвинул данную версию, не смогли точно разглядеть номер Mercedes и ошиблись на одну цифру. В какой именно цифре ошиблись очевидцы, он не пояснил.
«Он тут абсолютно ни при чем», — заверил адвокат.
Подтвердил он и факт визита к родным погибших представительной делегации из Чечни. «Ну это тоже обычная практика. Даже если бы они не погибли, к ним бы тоже приехала большая делегация», — заверил он. Присутствие влиятельного экс-муфтия Чечни Эльмурзаев объяснил его дагестанскими корнями.
Защитник признал, что примирение произошло в том числе и благодаря выплате материальной компенсации, размер которой он сообщить не смог.
«Компенсация высчитывается по шариату, — рассказал он. — Я не знаток, но сумма рассчитывается в переводе на верблюдов. Есть некий эквивалент, некое соотношение».
Условный срок Лорсанову адвокат назвал вполне обыденной практикой. «У нас не редкость», — заметил он.
Однако точку в этой истории ставить рано. Как рассказали «Газете.Ru» в Советском суде Махачкалы, сторона обвинения осталась недовольна мягкостью приговора и подала кассационную жалобу. В ближайшее время ее рассмотрит Верховный суд Дагестана.