На 2 км ближе к Крыму

Мост в Крым: все подробности строительства

Андрей Кошик (Тамань)
Корреспондент «Газеты.Ru» побывал на строительной площадке моста в Крым и выяснил, когда починят опору после инцидента с турецким судном «Лира», какая зарплата полагается рабочим и почему 115 дней в году строительство все-таки не ведется.

Строительство путепровода, соединяющего краснодарский и крымский берега, официально началось в этом феврале. До этого больше года шли подготовительные работы. Корреспондент «Газеты.Ru» побывал на временном рабочем мосту, уходящем в Керченский пролив на 1,8 км, и увидел, как конструкция продвигается к Керчи. Сильный ветер и нависшие грозовые облака (по графику на непогоду списывается больше ста рабочих дней в год) не мешали рабочим устанавливать металлические пролеты, соединяющие остров и коридор для прохода судов. Именно здесь месяц назад турецкий сухогруз «Лира» навалился на одну из опор. Повреждения на опоре обещают ликвидировать до конца мая.

На текущий этап строительства Крымского моста журналистов практически не пускали: запрет списывали на обеспечение безопасности и сложности в согласовании. Сейчас же представители управления федеральных автомобильных дорог «Тамань» и подрядчик охотно рассказали о ходе работ, продолжающихся прямо на глазах представителей.

«С таким темпом, сроками на проектирование и при таких масштабах никто раньше мосты не строил,

— пояснил «Газете.Ru» директор по строительству транспортного перехода через Керченский пролив компании «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин. — Мы проанализировали мировые аналоги — примеры в Китае, Малайзии, США, Канаде. Практика показывает, что на одно проектирование уходит не меньше трех лет, а мы в течение года получили положительное заключение и уже 19 февраля 2016 года приступили к монтажным работам».

Собеседник «Газеты.Ru» уточнил, что по графику на возведение одной опоры отводится от месяца до трех, сейчас готовы первые семь опор, в работе – более 60, всего же по проекту их более 500.

Протяженность моста, соединяющего Крым с материковой Россией, составит 19 км. Мост начинается на Таманском полуострове в Краснодарском крае и, проходя по косе и острову Тузла, огибает мыс Ак-Бурун на керченской стороне. Ближе к крымскому берегу предусмотрен коридор для прохода судов, высота арки — 35 м. Строящийся мост в Крым через Керченский пролив рассчитан на 100 лет эксплуатации и сможет устоять даже при 9-балльном землетрясении. Один из крупнейших в стране путепроводов будет состоять из четырех автомобильных полос с расчетной скоростью движения 120 км/час и параллельно идущих с ними двух железнодорожных путей. Учли инженеры и рост интенсивности движения транспорта, которая к 2035 году может составить 40 тыс. автомобилей в сутки.

Ожидается, что соединяющий два берега мост построят за три года: движение машин планируют запустить в декабре 2018-го, а поездов — еще через год.

Жизнь у моста

По пыльной насыпной дороге снуют грузовики, с правой стороны пара десятков заброшенных кирпичных и саманных домиков. Некоторые и вовсе развалились, торчит лишь печная труба, на других сохранилась рыжая черепичная крыша. В инфоцентре «Крымский мост» рассказывают, что, когда в 2015 году начались подготовительные работы, эти домики уже были заброшены, переселять никого не пришлось. Рядом с ними вытянулись серые строительные вагончики. В них тоже постоянно не живут, для рабочих в нескольких километрах от площадки возведены целые городки.

«У нас два вахтовых поселка: на Таманском полуострове на 3,8 тыс. человек и 2 тыс. человек на керченском берегу, — уточняет и.о. начальника ФКУ упродор «Тамань» Роман Новиков. — Они абсолютно автономные: своя столовая, подведено электричество, очистные сооружения. Сейчас задействованы чуть более 2 тыс. рабочих, при дальнейшем наращивании темпов увеличат количество рабочих до 3,5 тыс. одновременно. У нас работают подрядчики со всех регионов страны — Нижний Новгород, Подмосковье, есть с Дальнего Востока, самих Краснодарского края и Крыма».

На популярных сайтах объявлений встречается немало вакансий для строителей на проект Крымского моста. Например, одно из них обещает электрогазосварщикам, бетонщикам, арматурщикам и водителям проезд, проживание и питание, а также форму за счет работодателя. Вахтовый метод: 30 рабочих дней — 15 выходных. Зарплата от 50 тыс. руб. «два раза в месяц без задержек на карту».

Между тем жители поселка Тамань, где о такой зарплате даже и не мечтают, жалуются: на работу их не берут.

Как не нанимали многие подрядчики и сочинцев при строительстве Олимпиады. При этом и.о. начальника ФКУ упродор «Тамань» уверяет, что никаких ограничений по трудоустройству местных нет, если люди подходят по квалификации.

Комментируя недавний инцидент с турецким судном «Лира», налетевшим на опору временного моста, Роман Новиков сообщил, что, когда рабочие дойдут до 80-й опоры, займутся ремонтом и поврежденной. Обещают завершить до конца мая.

Порывистый ветер в море и пасмурное небо не повод для сворачивания работ. Директор по строительству транспортного перехода Леонид Рыженькин уточняет, что по техническим условиям у них предусмотрены 250 рабочих дней в году, оставшиеся 115 — не выходные, а дни, когда из-за шторма приходится приостанавливать строительство. Например, в прошлом августе, когда вовсю шла подготовка, было 14 нерабочих дней. В это время плавающие краны стоят в укрытии, дожидаясь благоприятной погоды.