В четверг в Конституционном суде (КС) собрался цвет российской юриспруденции, работающий на федеральную власть. Пришли юристы от Минтранса, Минфина, Минэкономразвития и Росавтодора. Присутствовали полпреды в КС президента, правительства, Совета Федерации, Генпрокуратуры, Минюста.
Появились и представители компании-оператора «Платона» — гендиректор ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» Александр Советников и его заместитель Михаил Попов. Выглядели они подтянуто-настороженными. На заседание приехал и представитель бизнес-омбудсмена Алексей Рябов.
Судья-докладчик Ольга Хохрякова зачитала материалы дела.
В КС обратились 92 депутата-коммуниста. В их жалобе говорится, что система «Платон» несправедлива и экономически необоснованна. По сути это налог, и, соответственно, он должен устанавливаться федеральным законом, а не постановлением правительства РФ. Кроме того, «Платон» создает препятствия для свободного перемещения товаров по территории страны. Поэтому парламентарии попросили признать, что система «Платон» не соответствует Конституции.
На заседании КС от жалобщиков выступил депутат Юрий Синельщиков. Волнуясь, он отчеканил, что «Платон» затронул интересы двух миллионов человек. Из-за него в стране произойдет ускорение инфляции. Сбор дублирует платежи — акциз на топливо, транспортный налог и др. Кроме того, собирать деньги поручили оператору — ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», которое выбрали на 13 лет без проведения конкурса.
«Плата взимается за проезд по трассе порожняком, поэтому она не имеет отношения к ущербу дорожному полотну. Более того, нет информации, что грузовики травмируют покрытие больше, чем другие автомобили», — сказал Синельщиков.
Судьи КС с интересом выслушали спич коммуниста и принялись задавать неожиданные вопросы:
«А обратились бы депутаты в Конституционный суд, если бы плата была в 10 раз меньше? — спросил судья Сергей Казанцев.
«Лично я обратился бы, — ответствовал Синельщиков. — Но что касается фракции, а там 92 подписи наших депутатов, то надо спросить Геннадия Андреевича» (Зюганова. — «Газета.Ru»).
Наступил черед оппонентов Синельщикова.
Слово дали Петру Кучеренко, представителю Совета Федерации. Флегматично и методично он объяснил, что «Платон» не является налогом, установлен законно и Конституции не противоречит.
Следующим апологетом «Платона» выступил Михаил Кротов, полпред президента в КС. Для начала представитель Путина уколол депутатов-жалобщиков:
«В Конституционный суд обратилась одна пятая депутатов Госдумы. 92 депутата. Не в первый раз подобное обращение мы наблюдаем. Я бы хотел отметить закономерность. При принятии закона вопрос о неконституционности депутатами не ставился. Странно, что обратились они в КС после того, как Госдума приняла, Совфед одобрил, а президент подписал этот закон».
Кротов говорил около получаса и заключил, что закон, постановление и административный кодекс, по которым работает «Платон», соответствуют Конституции.
По его мнению, если следовать логике депутатов, то налогом можно назвать утилизационный сбор или плату за регистрацию сделок с недвижимостью.
Михаил Барщевский, полпред правительства РФ в Конституционном суде, сказал, что «согласен с коллегой Кротовым». По его мнению, депутаты неспроста обратились в КС именно сейчас:
«Год-то выборный... Если предположить, что дело отложили до сентября-октября, то заявители его бы отозвали и все бы на этом закончилось».
Что касается «Платона», то он законен и с юридической, и с философской точки зрения. Об этом Барщевский заявил в своей добродушно-ироничной манере:
«Когда человек ехал на «Жигулях» или «Дэу Нексиа» и платил столько же, сколько водитель большегруза, это было несправедливо. То, что сегодня, — это справедливо. Я уверен, это движение в правильном направлении. Есть какие-то нюансы. Но это не есть неконституционность. Давайте уж тогда оспорим «Платон» и еще с одной точки зрения. Это же нарушение тайны личной жизни, свободы перемещения. ГЛОНАСС же следит за водителями».
По словам Барщевского, «Платон» стимулирует грузоотправителя использовать более экологичный вид транспорта, например железнодорожный.
Представитель бизнес-омбудсмена Алексей Рябов заявил, что «признать платеж скрытой формой налога вряд ли можно». Но больше его волновал другой вопрос: смогут ли правоохранители применять ст. 198 и 199 УК (уклонение от уплаты налогов и сборов) к тем, кто задолжает «Платону»?
Михаил Попов, замгендиректора ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», ответил на этот вопрос так:
«У нас нет мнения, как правоохранительные органы будут применять статьи 198–199 применительно к плате. Это в компетенции органов. Мы, как оператор, за это не можем отвечать».
Зато ответ нашелся у Барщевского:
«Уголовная ответственность по 198–199-й статье наступает, только если речь идет о недоимках в миллионы рублей. Сколько надо же будет поездить на большегрузе из Москвы до Владивостока, чтобы наездить на уголовную ответственность? Поэтому это вопрос гипотетический».
Представитель компании-оператора ответил и на другие опасения недовольных «Платоном»:
«Плата перечисляется в бюджет ежедневно. Она учитывается на специальном счете. Неперечисленная плата возвращается вносителю в течение трех дней. У оператора прав на эти деньги нет, он выполняет техническую функцию агрегирования сумм».
Решение КС по «Платону» будет приниматься на закрытом совещании судей. Дата пока не назначена. Как правило, на решение судьям хватает месяца.
Автоматизированная система «Платон» заработала в России с 15 ноября 2015 года. С грузовиков массой свыше 12 тонн берут деньги за вред, причиняемый федеральным трассам. Действие системы распространяется на 50 тыс. км федеральных трасс. В следующем году планируют установить 481 рамку контроля оплаты проезда. Введение «Платона» вызвало одни из самых масштабных за последние годы акций протеста по всей стране, однако государственные СМИ, особенно телевидение, их почти не освещали.
Депутаты Госдумы от фракции КПРФ направили запрос в КС о соответствии Конституции новой системы «Платон» 15 декабря прошлого года.