Трасса М11 прокатилась мимо мундиаля

Трассу М11 могут не успеть построить к ЧМ-2018

Анатолий Караваев, Алина Распопова
Евгений Биятов/РИА «Новости»
Глава Минтранса Максим Соколов признался, что построить платную трассу из Москвы в Санкт-Петербург до чемпионата мира по футболу 2018 года не удастся. Несмотря на громкие заявления дорожников, обещавших сдать магистраль вовремя, о сдвигах в сроках сдачи репутационного для властей проекта ранее говорил и глава отвечающей за стройку госкомпании «Автодор». Тем не менее в пресс-службе ведомства уверяют, что работы будут выполнены в срок.

Заявления о том, что дорожники могут не успеть достроить трассу М11 к назначенному сроку, звучали и раньше. Однако впервые эти слова были произнесены на столь высоком уровне. На встрече с думской фракцией «Единой России» Соколов доложил, что сейчас строительство магистрали активно ведется «практически по всем участкам».

«В этом году будет завершен так называемый шестой участок до Великого Новгорода от обхода Вышнего Волочка, в следующем — от Новгорода до Санкт-Петербурга 140 км 7–8-й участки и, в общем-то, практически вся трасса, за исключением участка от Солнечногорска до Твери (включая обход Твери), будет дублер существующей трассы М10. А участок до Твери от Солнечногорска — это, наверное, скорее уже не 2018 год, а ближе, наверное, к 2019 году», — сказал он.

Проблемным для дорожников остается участок с 58-го по 149-й км — единственный, где пока не определен даже подрядчик. На встрече с депутатами Соколов отметил, что, «учитывая процесс оптимизации бюджета, сроки могут быть сдвинуты».

По плану этот участок между Солнечногорском и Тверью должны были начать строить в 2016 году, однако определить компанию, которая будет заниматься строительством, не удалось: соответствующий конкурс был признан несостоявшимся 2 ноября 2015 года из-за отсутствия предложений.

Желающих строить участок М11 не нашлось вследствие того, что «Автодор» в данном случае изменил привычные правила инвестиционного соглашения. Вместо изначально объявленной доли в 90% от суммы проекта компания предложила профинансировать строительство этого участка лишь на 80%, а остальное надо было вложить подрядчику. В условиях тяжелого экономического кризиса желающих строить трассу на таких условиях просто не оказалось. И это при том, что на старте строительства трассы при общей стоимости 450 млрд руб. за счет частных инвестиций планировалось покрыть 30–35%.

После провала конкурса госкомпания вернулась к прежней схеме софинансирования и сейчас готова вложить в строительство 90% всех средств. Остальные 10%, или 7,3 млрд руб., должен предоставить исполнитель, который затем будет возвращать средства за счет эксплуатации магистрали.

Примечательно, что после провала ноябрьского конкурса, видимо, пытаясь избежать возврата к дополнительным расходам, в «Автодоре» предложили поучаствовать в строительстве Тверской и Московской областям.

«Помимо федеральных средств могут быть привлечены региональные, по крайней мере мы на этом настаиваем. Часть — Московская область, часть — Тверская. В этом, по сути дела, кроются те резервы, о нехватке которых говорят участники рынка», — заявлял глава ГК «Автодор» Сергей Кельбах. Однако, судя по всему, вкладываться в федеральный проект регионам не захотелось.

Очередной конкурс должен быть объявлен в апреле, а подписать инвестиционное соглашение в «Автодоре» ранее рассчитывали до 16 мая.

«Я полагаю, в апреле он будет объявлен, — прокомментировал в конце марта дату очередного конкурса Кельбах. — Это достаточно важный проект для М11. Там подготовка территории практически закончена. Скажем так, закончим в этом году однозначно. Объявив в апреле конкурс, мы получим в этом году исполнителя, который приступит к строительству, подготовкой заниматься не будет. Поэтому у нас высокая степень уверенности, что в 2018 году, в мае, вся трасса поедет».

В ГК «Автодор» о переносах сроков тоже пока не говорят. «Все работы идут по плану, и мы построим М11 к намеченному сроку», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе госкомпании уже после заявления министра Соколова.

Однако о том, что трассу достроить вовремя не успеют, заявляет не только Соколов. В конце ноября, заявляя о повышении доли государства с 80 до 90%, сам Сергей Кельбах впервые признал: «Мы рискуем очень серьезно не уложиться в сроки». Трасса должна быть полностью готова в мае 2018 года перед стартом мундиаля.

Не исключено, что нынешняя уверенность представителей «Автодора» основана на том, что потенциальный подрядчик фактически найден и в ближайшее время инвестиционное соглашение будет оформлено по итогам планируемого конкурса.

Впрочем, на первоначальных этапах проекта М11 заявления представителей «Автодора» были гораздо более смелыми.

В рамках Московского экономического форума в июне 2013 года Сергей Кельбах заверял, что уже накануне первенства всю трассу с перерывом на чашку кофе можно будет проехать за шесть часов.

«Июнь. Мы переезжаем Бусиновскую развязку с МКАД, становимся на крыло и идем без остановки приблизительно пять с половиной часов. Ну, шесть, если остановимся попить кофе в многофункциональной зоне перед Вышним Волочком» — так описывал Кельбах будущую поездку по новой трассе. Теперь оказывается, что приехавшие на чемпионат мира болельщики едва ли смогут попить кофе перед Вышним Волочком.

Кроме того, пока нет ответа на самый главный вопрос: сколько будет стоить проезд по всей трассе для рядовых водителей?

Если на старте проекта ориентировочная стоимость проезда по всей трассе для водителя легковушки оценивалась примерно в 1,2 тыс. руб., то на практике почти половину этой суммы — 500 руб. — водителям приходилось отдавать за поездку с 15-го по 58-й км от МКАД до Солнечногорска.

После того как недовольство тарифами, сделавшими дорогу почти безлюдной, выразили ряд чиновников, включая Владимира Путина, цену снизили. Однако такие административные меры вряд ли сделали проект более привлекательным для инвесторов.

Напомним, что строительство М11 началось 1 сентября 2011 года. Общая протяженность магистрали составит 684 км. Она пройдет через Московскую, Тверскую, Новгородскую, Ленинградскую области и Санкт-Петербург, соединив московскую и питерскую кольцевые — МКАД и КАД. В столичном регионе магистраль будет иметь десять полос, в других регионах их количество будет варьироваться от четырех до шести, а на подходе к Петербургу трасса расширится до восьми полос. Дорога на всем протяжении будет освещена, а потоки разделены металлическими отбойниками. Максимальная разрешенная скорость на некоторых участках составит до 150 км/ч.