Проект электронных полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (е-ОСАГО) стартовал в России 1 июля 2015 года — соответствующие поправки были внесены в федеральный закон «Об ОСАГО». С этого момента автовладельцы по всей России в теории должны были получить возможность приобрести электронный полис обязательной «автогражданки» не выходя из дома — на сайте страховой компании.
Регулятор отрасли — Банк России — заявляет, что пока для страховщиков это добровольная практика и станет обязательной она лишь с 2017 года.
Эксперты, напротив, считают, что прошлогодние поправки уже обязывают страховщиков продавать электронные полисы. Впрочем, формулировка в законе весьма обтекаемая: «Договор обязательного страхования может быть заключен как путем оформления и выдачи страхователю страхового полиса обязательного страхования на бумажном носителе, так и путем составления и направления ему страхового полиса обязательного страхования в виде электронного документа».
Так или иначе, сегодня купить полис онлайн могут не все желающие и далеко не во всех страховых компаниях. В конце марта и начале апреля сразу несколько крупных страховщиков заявили о таинственных технических сбоях, из-за которых автовладельцы не могли приобрести электронные полисы.
Так, о якобы произошедших неполадках в конце марта первым сообщил крупнейший продавец е-ОСАГО — «Росгосстрах», который реализовал 70% электронных полисов от общего объема продаж. В компании заявили, что продажа электронных полисов приостановлена только временно, из-за сбоев в системе, а работы на сайте могут продлиться часы или дни (купить е-ОСАГО на сайте компании нельзя до сих пор).
Правда, вместе с тем гендиректор «Росгосстраха» Дмитрий Макаров заявил СМИ, что в некоторых регионах продавать электронные ОСАГО нерентабельно, поскольку в страховые компании часто обращаются не сами автовладельцы, а автоюристы, которые выкупают на водителей права требования по страховке и отсуживают у компании выплаты. В результате, по словам Макарова, компания проводит оптимизацию персонала и сокращает свое присутствие в ряде регионов, поскольку не видит серьезных источников дохода.
Судя по всему, речь идет о Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях, где приобретается больше всего электронных полисов.
Всего начиная с 1 июля прошлого года в России было реализовано около 155 тыс. е-ОСАГО.
Из них на Кубани было продано 34,3 тыс. полисов, в Волгоградской области — 19 тыс., а в Ростовской — 11,8 тыс.
Технические сбои парализовали продажи е-ОСАГО и у других крупных страховщиков. Например, в «АльфаСтраховании» заявили, что в процессе оформления е-ОСАГО автовладельцы могут столкнуться с техническими сбоями. В «Уралсибе» сообщали о проблемах при интеграции системы с сайтом и обещали наладить работу сервиса в ближайшее время. С похожими заявлениями выступили ВСК, «Ренессанс Страхование» и другие компании.
После шквала сообщений от страховщиков в РСА поспешили заверить, что сбои оперативно устраняются и продажи полисов возобновляются.
«По состоянию на 4 апреля продажи осуществляли ВСК, СК «Уралсиб», «Ренессанс Страхование», «Зетта Страхование», «Интач страхование», «Энергогарант» и ряд других страховщиков», — рассказал «Интерфаксу» исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
В свою очередь, глава департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук пояснил, что регулятор ждет объяснений от «Росгосстраха» по сделанным заявлениям, в частности, об отсутствии коммерческого интереса к этому виду страхования. По словам Жука, ЦБ направил страховщику соответствующий запрос.
Жук также напомнил, что с 2017 года за необоснованную приостановку продаж электронных полисов ЦБ будет применять к компаниям надзорные меры, вплоть до ограничения лицензии.
Это же, по его словам, грозит и тем страховщикам, которые в принципе не будут предлагать полисы е-ОСАГО.
Страховщики такую перспективу критикуют.
Например, в СОГАЗе «Газете.Ru» пояснили, что каждая страховая компания вправе выбрать форму распространения ОСАГО и принять для себя решение, реализовывать ли полисы ОСАГО в электронном виде. «Главное, чтобы не было ограничений по продаже полисов на всей территории присутствия страховщика и не было навязывания других услуг одновременно с продажей полиса ОСАГО, — говорит первый заместитель председателя правления СОГАЗа Николай Галушин. — СОГАЗ для себя выбрал стратегию продаж через офисы присутствия.
И мы хотели бы, по крайней мере, в течение ближайших нескольких лет не осуществлять электронные продажи. Мы считаем необходимым сначала отладить всю систему продаж электронного ОСАГО на всех уровнях.
Необходимо завершить процесс по налаживанию взаимодействия между страховщиками, РСА, МВД и другими федеральными органами исполнительной власти. Это позволит контролировать наличие и действительность договора страхования, заключенного в электронном виде, который находится в транспортном средстве».
Примечательно, что помимо СОГАЗа до сих пор продажей электронных полисов не занимаются многие лидеры страхового рынка, среди которых, например, «Ингосстрах», «Согласие», МАКС, «Югория» и другие.
Эксперты рынка уверены, что страховые компании просто саботируют таким образом оказание услуги по продаже ОСАГО в ряде регионов, где прибыль не столь высока, и опасаются, что ситуация не будет меняться даже в следующем году.
Гендиректор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников считает, что на самом деле обязательной продажа электронных полисов является с 1 июля 2015 года, когда вступили в силу поправки в закон «Об ОСАГО».
«В документе говорится о праве страхователя приобрести обычный или электронный полис, а не о праве страховой компании продавать его в том или ином виде.
Регулятор исказил норму закона и заявил, что страховщик пока может сам решать, торговать ему электронными полисами или нет.
То есть такой даты, как 1 января 2017 года, в законе вообще не предусмотрено. Понятно, что ЦБ дал страховщикам отсрочку, чтобы они наладили процесс, на этого, как мы видим, не происходит. Регулятору пора уже перестать лебезить перед страховщиками и начать лишать их лицензий на ОСАГО».
По данным Банка России, из 81 представленной на рынке ОСАГО страховой компании электронными полисами, по состоянию на середину марта, торговали 15.
«Из них 10 заявляют о сбоях, а другие пытаются продать полис как можно дороже, не учитывая бонус-малус, — говорит Тюрников. — Конечно, какие-то регионы в плане доходов от продажи ОСАГО не так выгодны.
Но закон обязывает продавать полисы ОСАГО везде, во всех регионах. А нежелание страховщиков делать это — просто алчность.
Они лоббировали повышение тарифов, говоря о нерентабельности. Тарифы повысили. Они все равно жалуются, даже несмотря на то, что торговать страховкой по интернету значительно менее затратно, чем продавать полисы в бумажном виде».
«Проблема в том, что страховщики в принципе не хотят продавать ОСАГО в убыточных регионах, — рассказывает «Газете.Ru» автоюрист Антон Басин. — Доходным этот вид страхования является только в крупных городах. В результате крупные страховщики размещают офисы продаж в таких местах, до которых физически добраться непросто, а тем, кто добирается, навязывают дополнительные страховые продукты. И эту проблему по идее могло бы решить внедрение электронных полисов. Но, как мы видим, этого не происходит».
Басин также отмечает, что продавать полисы онлайн компании должны были в обязательном порядке уже в июле прошлого года. «Но едва ли страховщики пойдут на это и в 2017-м, — считает он. — Лицензий регулятор их лишать точно не будет, по крайней мере лидеров рынка».