В Москве прошел очередной рейд борцов с нарушителями ПДД — последователей движения «СтопХам». Активистов не испугало ни исключение организации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) по требованию Минюста, ни недавний громкий инцидент в столице, когда «стопхамовцы» приняли бойца ОМОНа за парковщика и попали за это в автобус к его сослуживцам.
В этот раз в самом центре Москвы — у Большого театра — собрались пятеро молодых людей, так и хочется сказать подростков, которым на вид от 16 до 20 лет. Одеты скромно — в спортивные куртки, джинсы и кеды. Вооруженные пакетами с фирменными наклейками «Паркуюсь как хочу», они и корреспондент «Газеты.Ru» направились в сторону Неглинной улицы.
Координатор мероприятия Кирилл Бунин учится на последнем курсе университета и успевает подрабатывать. По его словам, инцидент с Минюстом и потеря статуса юрлица никак не помешают движению — рейды будут продолжаться, а новые ролики будут монтировать и выкладывать на официальную страничку видеоканала в YouTube.
«То, что нас сейчас запретили, — это неверная формулировка. Мы продолжаем работать, — рассказывает Кирилл корреспонденту «Газеты.Ru», внимательно глядя по сторонам и выискивая автомобили, которые припаркованы так, что мешают проезду.
— Да, нас вычеркнули из реестра, мы не сможем претендовать на президентские гранты, участвовать в гражданских форумах. И даже если мы создадим другое юрлицо, то как минимум год мы не сможем претендовать на получение новых грантов.
А это значит, что, скорее всего, придется закрыть наш офис на Цветном бульваре. Еще мы платили за монтаж наших роликов — видимо, придется учиться делать это самим. Денег мы не зарабатываем, зарплаты у нас нет, все держится только на добровольном участии. Многие считают, что мы много зарабатываем на канале YouTube. Но рекламы у нас там нет, а прибыль на самом деле скромная, и эти деньги идут на покупку оборудования, видеокамер. Но ничего страшного, у меня есть основная работа и есть свободное время, которое я буду тратить на то, что считаю нужным, в том числе на «СтопХам».
На вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о том, не захотят ли участники проекта переключиться на оппозицию и поддержать кого-то из их лидеров, Бунин отвечает отрицательно.
«СтопХам» вырос из прокремлевского проекта «Наши». Но никакой пропаганды никогда в наших роликах не было, — говорит активист. — Мы не бегали с криками «Голосуйте за Путина». Мы не хотим примыкать ни к оппозиции, ни к Навальному. Мы вне политики.
На дорогах мы часто сталкиваемся с крупными чиновниками, известными спортсменами. Кто-то наверняка кому-то позвонил и попросил нас прикрыть. Но что нам остается делать, если ГИБДД не может себе позволить делать то, что делаем мы. Они, если увидят крупного начальника в машине, не будут его штрафовать, а мы хоть своей наклейкой накажем такого человека и привлечем внимание к тому, что у нас все должны быть равны перед законом. Можно сказать, что такая «аллергическая реакция» общества дискредитирует тех, кто должен штрафовать нарушителей, но у нас нет выхода».
С такими разговорами мы проходим Большую Дмитровку и оказываемся на Неглинной. Проезжая часть здесь узкая, у припаркованных на обочине автомобилей периодически встают вторым рядом и другие водители, которые бросают свои транспортные средства на «аварийке» и уходят по делам. Молодые люди достают видеокамеры, не церемонясь подбегают к автомобилям, которые мигают «аварийками», и вежливо просят водителей перепарковаться и покинуть второй ряд.
Вот черный «Гелендваген» с поднятым багажником резко стартует с места — водитель мгновенно узнал «стопхамовцев» и поспешил ретироваться.
«Вас же Минюст запретил, актеры», — только и доносится из окна.
Дальше идем мимо нескольких черных элитных минивэнов Mercedes-Benz Viano, шоферы которых явно ожидают пассажиров. Разговор повторяется — активисты просят не нарушать ПДД и проехать дальше в поисках свободных мест на платных стоянках. Водители реагируют недовольными жалобами: места, мол, не найти, все забито. Но делать нечего, наклейку на лобовое стекло получать никто не хочет. А то, что процесс снимают сразу на несколько видеокамер, сразу же охлаждает пыл и желание ответить слишком грубо. Тут оказывается, что один из водителей решил обхитрить активистов. Он незаметно вернулся на свое место и отошел от машины. В этот раз «стопхамовцы» безжалостны — они ловко лепят наклейку на лобовое стекло и идут дальше.
Они игнорируют припаркованный на тротуаре белый Mercedes-Maybach S-класса на тротуаре — видимо, он, по их мнению, не так мешает участникам движения.
Внимание обращается на серый Volkswagen — он раскорячился странным образом на проезжей части, пытаясь втиснуться на свободное место, которого явно не хватает. Парни с наклейками и видеокамерами немедленно подлетают к этому водителю. Диалог затягивается, оппонент пытается убедить активистов, что он постоит совсем недолго, они долго его уговаривают, но решающим аргументом опять становится развернутая наклейка. Выругавшись, водитель отправляется дальше по односторонней улице. Мимо тем временем проносятся автомобили, которые громко гудят, приветствуя хорошо узнаваемую компанию. «Пионеры, вас что, не запретили?» — на всю улицу кричит мужчина с очень красным лицом из черного BMW нам вслед. «Эй, «СтопХам», валите отсюда» — такие приветствия тоже случаются.
«В этот раз у нас все проходит очень хорошо и спокойно, — охотно комментируют «стопхамовцы». — Все очень адекватные. Ведь не каждый же раз все нас бьют. Многие нас узнают, например, мы уже знаем некоторых водителей троллейбусов, которые ругаются с таксистами, мешающими им проехать, ожидая клиентов прямо на дороге. У нас с этими таксистами была настоящая война — они курили, семечки грызли у машин с поднятыми багажниками. А водители троллейбусов нас тоже узнают, говорят спасибо, сигналят».
«А недавно меня прокатили на капоте,
— не без гордости присоединяется к беседе Илья, студент техникума. — Многие водители объезжают пробки прямо по тротуарам. Утром, к примеру, на шоссе Энтузиастов, еще у метро «Коломенское». Вечером мы по этой же причине дежурим на Волоколамском шоссе в Красногорском районе. Новое место, куда мы выходим по пятницам, — это Боровское шоссе. Там я пытался остановить одного такого водителя на Volvo. Так он наехал на меня и прокатил на капоте прямо до поста ГИБДД. Но там нас похвалили, а занялись как раз этим товарищем».
Дальше отряд направляется в сторону Цветного бульвара. Многие интересуются у них, почему они с камерой, а узнав, реагируют словами в духе «прикольно». Тут мы оказываемся у здания Федеральной налоговой службы. Пока водители крутятся в поисках парковки, несколько свободных мест огорожены столбиками. Активисты подбегают к ним и прямо на глазах у парковщика отодвигают, освобождая проезд. Буквально через несколько секунд на свободную стоянку приезжает черная Toyota Corolla. На плохом русском страж парковки пытается объяснить водителю, что это место для сотрудников налоговой. «Стопхамовцы» с видеокамерой в руках начинают доказывать мужчине в желтом жилете, что места под парковку захватывать нельзя. Но вскоре выясняется, что тот совершенно не говорит по-русски. И на этом двухчасовой рейд заканчивается.
Председатель движения, член Общественной палаты Российской Федерации Дмитрий Чугунов считает, что шум вокруг лишения организации официального статуса только пошел ей на пользу.
«Это же дополнительная популярность. Вы же говорите об этом в СМИ, люди узнают дополнительно об организации, многие в качестве протеста: вас обижают, мы к вам придем,
— заявил он в интервью РСН. — Для нас ничего не изменилось, кроме того, что мы сейчас не можем использовать деньги, выделенные нам по президентскому гранту».
«Наличие некоммерческого юридического лица придает команде людей официальный статус, — объясняет «Газете.Ru» старший партнер адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры» Андрей Кузьмин. — Они могут заключать договоры, принимать официально денежные средства, открыто заявлять о своем статусе. Продвигалась идея, воплощенная в юридическом лице, которое также отвечало за действия своих участников. Сейчас это просто неформальная группа людей, которые клеят наклейки на стекла автомобилей. Это сообщество по интересам. С точки зрения ответственности их положение не поменялось. Она не стала больше или меньше. Просто организация потеряла формальный юридический статус, который для них был важен с точки зрения репутации. Если они принимали какие-то пожертвования и взносы, о чем мне неизвестно, то теперь этот процесс существенно усложнится».
Что касается пострадавших от действий «СтопХама», то, по словам эксперта «Газеты.Ru», у них есть несколько вариантов действий.
«Во-первых, взыскание морального вреда, если они были оскорблены либо было осуществлено физическое воздействие, во-вторых, взыскание убытков, если произошла порча имущества. Можно написать в полицию и попробовать привлечь к ответственности за мелкое хулиганство, но для этого полиция должна найти конкретного виновника. Если это дело принципа, то можно попытаться, а иначе просто не стоит тратить время и силы», — считает Кузьмин.