Авторынок жмет на тормоза

Падение авторынка по итогам I квартала 2016 года составило 17%

Клиенты в автосалоне «Лада-Центр Юго-Запад» в Санкт-Петербурге Игорь Руссак/РИА «Новости»
Российский авторынок продолжает стремительно сокращаться. Как стало известно «Газете.Ru», по итогам первого квартала 2016 года он ушел в минус на 17% — за три месяца было продано около 317 тыс. новых машин. Ряд популярных марок, в том числе и Lada, по итогам января — марта просели ниже среднего показателя. Некоторые бренды демонстрируют стабилизацию, которая, как отмечают эксперты, остается плачевной на фоне крайне низких результатов продаж в 2015 году.

По данным «Газеты.Ru», в марте в России было продано примерно 124 тыс. новых легковых автомобилей. Официальные данные по результатам на авторынке будут опубликованы комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) только в пятницу. Однако вывод о количестве реализованных в прошлом месяце машин можно сделать на основании статистики продаж марки Kia, которую корейская компания опубликовала во вторник. В пресс-релизе Kia сообщается, что в марте в России было продано 12,3 тыс. автомобилей марки (+2% к марту 2015-го), а доля рынка при этом составила 9,9%.

Исходя из данных о доле рынка компании, можно подсчитать, что всего в марте в России было реализовано около 124 тыс. машин — на 11% меньше, чем в марте 2015 года, когда было продано 139,8 тыс. единиц. Таким образом, темп падения продаж новых машин замедляется третий месяц подряд: в январе продажи снизились 29%, а в феврале рынок просел на 13%.

В январе — марте в России было реализовано примерно 317 тыс. автомобилей, что на 17% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. В распоряжении «Газеты.Ru» оказались данные о результатах продаж нескольких брендов. По данным источников на авторынке,

марка Lada реализовала в марте 22,2 тыс. автомобилей — это на 19% меньше, чем в марте 2015-го.

Компания Hyundai продала в прошлом месяце 11 тыс. машин, что на 21% меньше, чем в 2015 году. Мартовские продажи Toyota составили 8,2 тыс. единиц (-15%), Renault — 9,4 тыс. единиц (-1%), Nissan — 8,6 тыс. единиц (0%), Volkswagen — 8,6 тыс. единиц (-9%). Согласно опубликованному компанией Mitsubishi пресс-релизу, продажи японской марки в марте составили 1,8 тыс. единиц (-45%).

Прирост продаж в марте показали лишь несколько массовых брендов.

Так, Skoda нарастила продажи относительно марта 2015-го на 5% (4,8 тыс. единиц), UAZ — на 44% (4,2 тыс.), а Ford вырос на 120% (4 тыс. единиц).

Если говорить в целом о росте продаж некоторых марок, то этот результат обусловлен в той или иной степени эффектом низкой базы: в первом квартале прошлого года авторынок уже долгое время находился в пике. Так, в первом квартале 2015-го продажи новых машин просели на 36,3%, а за март снизились на 42,5%. У Skoda в марте 2015-го объем реализации снизился на 41%, а у Ford — на 73%. Высокий уровень продаж у UAZ можно объяснить масштабными закупками для госструктур.

По словам экспертов, наметившаяся стабилизация рынка эфемерна: результаты первого квартала прошлого года были очень слабыми, и для многих брендов фиксация продаж на этом уровне — крайне плачевная перспектива.

«Несмотря на укрепление рубля, постепенный рост цен на автомобили продолжается и будет идти дальше, — комментирует «Газете.Ru» ситуацию на авторынке директор дилерского центра «BMW Пеликан Праймари» ГК «Рольф» Светлана Виноградова. — Наиболее устойчивыми остаются премиальные бренды и массовые модели, производство которых локализовано в России и на которые направлены государственные программы стимулирования спроса. В то же время российский автобизнес консолидируется и сильным дилерам удается наращивать не только долю рынка, но и продажи в абсолютном исчислении. В марте текущего года компания «Рольф» реализовала на 5% больше новых автомобилей».

Между тем глава Минпромторга Денис Мантуров заявил в понедельник, что российский авторынок по итогам года покажет результат, близкий к 2015 году. Он предположил, что в итоге объемы продажи окажутся в диапазоне от -5 до +2% к прошлогоднему показателю. При этом министр дал понять, что дать точный прогноз в нынешней экономической ситуации затруднительно.