В пятницу известный американский производитель электрокаров — Tesla — провел презентацию седана Model 3 и открыл прием заказов на него. Эта премьера, судя по небывалому ажиотажу потенциальных покупателей, может стать новым витком развития компании, да и всей отрасли электрокаров.
Индекс «3» в названии не случаен — эта модель станет третьей по счету в линейке бренда. Так, Model S продается с 2012 года, а кроссовер Model X еще не поступил в продажу, но уже на подходе. Ранее Tesla около четырех лет собирала электрокар Roadster. Когда же стартует производство «тройки», пока не известно, но точно не раньше конца 2017 года.
Техническую информацию о новом седане в ходе презентации раскрыли не очень подробно. Но предоставленные производителем данные впечатляют.
Так, в Tesla рассказали, что заряда электрической батареи будет хватать более чем на 350 км пути, а с места до 100 км/ч автомобиль сможет разгоняться менее чем за 6 секунд.
Кроме того, производитель уверяет, что коэффициент аэродинамического сопротивления у Model 3 будет меньше, чем у любого серийного автомобиля. Что касается технического оснащения, то известно, что машина будет предлагаться с задним и полным приводом и получит функцию автопилота. Новые подробности о Model 3 будут скоро — глава компании Илон Маск пояснил, что в пятницу состоялась только первая часть презентации.
Точные цены на Model 3 пока не называются, но производитель отмечает, что они, возможно, будут начинаться от $35 тыс. Это в два раза дешевле, чем стоит Model S в самой простой комплектации. И примерно столько же, сколько стоят куда более простые в техническом плане электрокары других производителей.
В четверг, за день до презентации, стартовал прием предзаказов, и у автосалонов Tesla по всему миру стали скапливаться огромные очереди из желающих внести депозит за автомобиль, который никто не видел и который неизвестно когда можно будет купить. Правда, сумма депозита не так велика — $1 тыс. Кроме того, предоплата ни к чему не обязывает — деньги можно забрать в любой момент, и автомобиль в результате покупать никто заставлять не будет.
Тысячи людей провели ночь в очередях перед салонами в США, Канаде, Австралии, Великобритании и других странах, где есть автосалоны марки. В Калифорнии люди были настолько одержимы желанием внести предоплату, что ждали открытия салона в довольно суровых условиях — спали ночью на раскладных стульях при 10 градусах выше ноля, закутавшись в пледы.
В итоге менее чем за сутки перед презентацией компания получила около 115 тыс. предзаказов на Model 3.
Известный блогер Роберт Скобл поинтересовался у стоявших в очереди, почему они готовы заплатить за машину, которую еще в глаза не видели, да еще и ждать для этого несколько часов.
«Это Tesla. Какая разница, как она будет выглядеть», — пояснил один из ожидавших.
«Я покупаю не одну, а две. Одну — себе, вторую — жене. Я ее не видел, но я ее уже люблю»,
— говорит еще один из стоящих в очереди.
«Пожалуй, нужно заказать две, — соглашается с ним молодой человек, который ждет утра вместе с дочкой. — Когда мы их получим, она как раз научится водить».
«Tesla — это iPhone в автомобильном мире» — такую аналогию проводят многие желающие купить Model 3.
«Я никогда не видел такой очереди за автомобилем, — рассуждает на камеру сам блогер. — Такие очереди можно увидеть разве что в день выхода iPhone или XBox».
«Это единственный на текущий момент вменяемый электромобиль. Кроме модели Tesla сейчас, если хочешь купить машину XXI века, больше вариантов нет. Вот и покупаем не глядя», — комментируют будущие владельцы Model 3.
Заказать Model 3 могут и россияне, но цена уже будет не столь низкой.
Корреспондент «Газеты.Ru», представившись покупателем, позвонил одному из российских дистрибьюторов — Moscow Tesla Club. «Люди, которые по всему миру стоят в очередях, — просто жертвы рекламы, — говорит собеседник. — Сегодня был открыт прием предзаказов онлайн, поэтому смысла ждать у дверей салонов всю ночь не было. Мы предлагаем помощь в оформлении предзаказа и доставке этой машины в Россию. Когда их начнут производить, разумеется. Сложно сказать, что будет с ценами и таможенным законодательством через полтора-два года, но сегодня машина обошлась бы примерно в $47 тыс. (более 3 млн руб.) при цене $35 тыс. в США. В разницу входит наша комиссия (5%), НДС (18%), акциз и стоимость транспортировки».
Несмотря на то что электрокары в России до сих пор не получили популярности, автомобили Tesla пользуются у россиян сравнительно неплохим спросом. Так, по данным «Автостата», в 2014 году в России было продано в общей сложности 140 электромобилей, 82 из которых — Tesla. В 2015 году российские продажи Tesla сократились на треть.
Компания Tesla была основана в 2003 году известным бизнесменом Илоном Маском, а также создателями Google Ларри Пейджем и Сергеем Брином. Марка, названная в честь физика Никола Теслы, специализируется на производстве автомобилей с электрическими силовыми установками.
В планах Tesla — открытие в 2017 году аккумуляторного завода Gigafactory, что позволит собирать до 0,5 млн электромобилей в год. Логично предположить, что часть мощностей может быть отведена под компоненты для доступной Model 3. Для сравнения, в прошлом году мировые продажи Tesla составили чуть более 50 тыс. единиц.