Обсуждения самого термина «опасное вождение» и ответственности за него идут на разных площадках с 2015 года. Пока чиновники, общественники, независимые эксперты и журналисты единогласно сходятся лишь в одном: наказывать за опасное вождение надо. По всем остальным аспектам этого вопроса, например точным характеристикам таких нарушений и способам их выявления, объективности рассмотрения доказательств, степени ответственности нарушителя, продолжаются бурные дискуссии.
В четверг по данному ранее на этой неделе поручению премьер-министра Дмитрия Медведева прошло общественное обсуждение этой инициативы. Открывая его, первый зампред правительства России Игорь Шувалов напомнил, что с разработанным ранее МВД проектом постановления Медведев уже ознакомился, но формулировка того, что считать опасным вождением, показалась ему спорной и сложной. Дорабатывать определение МВД будет уже совместно с Минтрансом.
Что считать опасным
Одним из ключевых вопросов, вынесенных на обсуждение, было определение характера такого нарушения, как опасное вождение. Например, в «открытом правительстве» опасными маневрами предложили считать «игру в шашечки» (беспорядочное перемещение из полосы в полосу без включения поворотника), «игру в наказание» (резкое торможение перед едущим сзади автомобилем), «междурядье» (езда по линии, разделяющей попутные полосы движения) и «дрифт» (управляемый занос).
В ходе обсуждения некоторые участники «круглого стола» призывали включить в описание термина превышение разрешенной скорости более чем на 80 км/ч, слишком медленную езду по крайней левой полосе дороги, движение на транспортном средстве в темное время суток с неисправными фарами и фонарями, пренебрежение поворотниками и даже разговоры за рулем по телефону.
В ГК «Автодор», которая отвечает за платные дороги в России, судя по всему, и вовсе полагают, что любое ДТП с пострадавшими является следствием опасных маневров на дороге и должно расцениваться как опасное вождение. Глава ведомства Сергей Кельбах в ходе своего выступления зачитал шаблонные сводки аварий с участием грузового транспорта, в которых погибли и травмировались люди, заявив, что поддерживает инициативу.
В целом чиновники не раз подчеркивали, что за большинство из тех нарушений, которые можно расценивать как опасное вождение, ответственность уже предусмотрена, но этого явно недостаточно в борьбе с агрессивными водителями.
«Речь идет о системных нарушениях в данном случае», — отметил министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов.
Как доказать и как наказать
Дискуссии велись и на тему меры наказания за опасное вождение, а также о том, на чем должно основываться доказательство вины водителя: на видеозаписи или, например, субъективной оценке сотрудника ГИБДД?
Так, директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин рассказал о бескомпромиссной строгости британского законодательства.
По его словам, в Великобритании сам факт опасного вождения карается уголовной ответственностью вплоть до двух лет тюремного заключения.
«Но мы к такому пока точно не готовы», — заключил влиятельный эксперт, добавив, что правоприменительная практика оттачивалась в Великобритании годами, поэтому полицейские определяют такое нарушение субъективно и даже с учетом оценки профессионализма и опыта водителя.
Тем не менее о перспективе введения уголовной ответственности за опасное вождение говорили и другие участники «круглого стола». Однако большинство экспертов предлагают все же начать привлекать нарушителей к административной ответственности (в основном речь идет о введении денежного штрафа в размере 5–10 тыс. руб.), а дальше смотреть по результатам.
Высказать свою точку зрения на проблему дали и вице-мэру Москвы по транспортным вопросам Максиму Ликсутову. Заметно скучавший на мероприятии до этого чиновник оживился. «Мы предлагаем штрафовать водителей за превышение скорости в городе более чем на 60 км/ч, в зависимости от стоимости их автомобиля: чем дороже машина, тем больше штраф.
Кроме того, мы предлагаем наделить полномочиями сотрудников ГИБДД на месте отнимать права на срок не менее шести месяцев за опасное вождение», — заявил Ликсутов, проводящий последовательную политику по существенному сокращению числа одновременно передвигающихся по городу автомобилей.
Не менее важная проблема, касающаяся внедрения инициативы, связана с методами и способами выявления таких нарушений. В основном приглашенные чиновники и эксперты говорили о фотовидеофиксации, причем как стационарными автоматическими комплексами, так и видеорегистраторами, которыми пользуются водители. Правда, никто не уточнил, каким образом можно будет привлечь к ответственности именно водителя — камера может зафиксировать лишь номер автомобиля, по которому можно установить владельца, но никак не лицо, управлявшее транспортным средством.
Тем не менее Игорь Шувалов заявил, что правительство приложит усилия, чтобы Госдума приняла закон, обязывающий суды принимать в качестве доказательства видеоматериалы. «Тогда нас не будут упрекать в том, что мы создаем для сотрудников ГИБДД какие-то дополнительные возможности собирать дань на дорогах», — отметил он.
Начинать надо с чиновников и автошкол
Довольно резко на общем фоне выступил известный блогер Дмитрий Терновский. «Мы можем найти в интернете огромное количество роликов, на которых чиновники с мигалками также демонстрируют опасную езду. Может, тогда с них и начнем бороться с проблемой?» — адресовал Терновский свой вопрос, очевидно, сидящим рядом чиновникам, недвусмысленно намекая, что пример неукоснительного соблюдения ПДД должны в первую очередь демонстрировать представители власти.
Важную тему, о которой почему-то не сказал ни один чиновник, поднял телеведущий Андрей Леонтьев. «Водителей не учат в автошколе очень многим вещам. Люди банально не имеют представления о физике движения автомобиля, — заявил он. — Человек, который на высокой скорости подрезает фуру, просто не понимает, что ее тормозной путь намного больше, чем у легкового автомобиля.
То есть водитель не осознает, какие последствия будут после его опасного маневра. Автошколы вообще не учат кандидатов в автомобилисты управлять машиной на высокой скорости, реагировать на экстренные ситуации».
Почти под конец обсуждения слово, наконец, предоставили главному госавтоинспектору России Виктору Нилову. «Какую бы трактовку термина мы ни приняли, она в любом случае идеальной не будет, — обозначил Нилов свою позицию. — Не надо говорить и о том, что введение термина и ответственности наведет порядок на дорогах».
Поправки в ПДД и КоАП будут в мае
Несколько десятков выступавших успели за полтора часа высказать огромное количество обтекаемых и вполне конкретных идей о том, как должна быть реализована инициатива в России. Сделать однозначные выводы по итогам мероприятия казалось невозможным. Однако Игорь Шувалов попытался подвести итоги обсуждения, отметив, что уголовную ответственность вводить за опасное вождение пока не стоит, но наказывать нарушителей надо начинать как можно скорее.
«Немного времени уйдет на то, чтобы эту формулировку доработать. Давайте постараемся это сделать в апреле, чтобы в мае соответствующее постановление правительства уже вышло», — заявил Шувалов. Первый вице-премьер добавил, что Госдума в свою очередь должна оперативно принять поправки в КоАП России, предусматривающие ответственность за новое нарушение ПДД.
«Не нужно сейчас переходить к уголовному наказанию, — подытожил дискуссию на эту тему чиновник. — Нужно определиться по административной ответственности. Она может быть очень серьезной и жесткой, но все же это административная ответственность».