Мор на «АвтоВАЗе»

Президентом «АвтоВАЗа» стал глава румынской Dacia

Алина Распопова
Новый глава «АвтоВАЗа» Николя Мор daciagroup.com
Во вторник стало известно имя нового главы «АвтоВАЗа». На смену шведу Бу Андерссону, который сам написал заявление об отставке, пришел француз из румынской Dacia Николя Мор. Новому руководителю предстоит минимизировать миллиардные убытки компании и постараться поддержать ее на плаву в условиях тяжелого экономического кризиса.

В настоящее время 55-летний Николя Мор является генеральным директором Renault в Румынии, где руководит всей коммерческой и производственной деятельностью компании. Одновременно он занимает должность президента – генерального директора акционерного общества Automobile Dacia SA, одной из самых быстрорастущих автомобильных марок в Европе и крупнейшей частной компании Румынии.

Еще в начале марта, когда стало понятно, что «АвтоВАЗ» возглавит очередной иностранец, к тому же еще не работавший в России, Мора называли одним из главных претендентов на этот пост.

Сам же Андерссон, как ранее уже сообщала «Газета.Ru», написал заявление об увольнении задолго до официальной отправки в отставку, 17 февраля.

Однако на предприятии Андерссон задержится до 4 апреля, чтобы ввести в курс дела нового руководителя.

Как сообщили «Газете.Ru» источники в «АвтоВАЗе», руководство Renault Nissan категорически запретило Андерссону делиться со СМИ информацией о причинах поспешной отставки и своем будущем. На встрече с трудовым коллективом он рассказал, что будет работать в другой компании в другой стране.

Президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон, который совсем недавно просил не связывать принятое «Ростехом» решение с финансовыми результатами «АвтоВАЗа», отметил, что компания под руководством Андерссона модернизировала свой модельный ряд и производственные процессы, а также существенно улучшила качество продукции. Однако очевидно, что к шведу было и немало вопросов.

«С приходом Николя Мора мы планируем и дальше следовать выбранной стратегии, невзирая на вызовы, которые перед нами стоят сейчас. И мы продолжаем отстаивать наши взгляды на будущее российского рынка и «АвтоВАЗа» как лидирующего игрока российской автомобильной промышленности, в долгосрочной перспективе», — отметил Гон.

В свою очередь гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, который в последнее время не стеснялся публично критиковать Андерссона, подчеркнул, что основными задачами для «АвтоВАЗа» являются создание высококонкурентного продукта, увеличение доли рынка, а также обеспечение эффективного процесса загрузки российских производств компонентной базы.

«АвтоВАЗ» в этом плане является стимулом для развития сотен других предприятий страны, — добавил Чемезов. — Все эти задачи будут стоять перед новым руководителем. Мы рассчитываем, что он с ними справится».

Чего ждут от нового руководителя на «АвтоВАЗе»

Если фигура Андерссона была хорошо известна в России по его успешной работе в компании ГАЗ, то о Море пока известно не так много. К новому руководителю на заводе пока относятся спокойно, без больших надежд. Однако первые пожелания «Газете.Ru» уже высказали в официальном профсоюзе. Так, председатель профкома Сергей Зайцев рассказал, что

очень бы хотел скорейшего увеличения производства, возврата на пятидневный график работы и, как следствие, роста заработной платы, которая при работе по четырехдневной схеме снизилась на 20%.

Выходом из сложившейся ситуации Зайцев видит перенос производства флагманского седана Lada Vesta из Ижевска в Тольятти.

Почему ушел Бу Андерссон

На уход Андерссона прежде всего повлияла позиция главы «Ростеха» Сергея Чемезова. Российская госкорпорация, один из двух акционеров компании, формально хоть и не контролирует «АвтоВАЗ», но имеет блокирующий пакет. Продавить «своего» человека на должность главы автогиганта Чемезов не может — конечное слово все равно останется за альянсом Renault-Nissan, однако добиться отставки неугодного президента ему оказалось вполне по силам. Чемезову, в частности, не нравилось, что «АвтоВАЗ» в 2015 году понес 75 млрд руб. убытков.

По его словам, Андерссон слишком часто обращался за комплектующими к иностранным производителям вместо местных поставщиков и пошел по очень простому пути, закупая продукцию за рубежом у поставщиков Renault-Nissan.

Также он подвергся критике за жесткую кадровую политику и увольнения, которые стали причиной массовых недовольства в Тольятти.

«В связи с падением курса рубля наши расходы значительно увеличились. 75 млрд руб. убытков было сгенерировано под руководством Бу Андерссона, — констатировал Чемезов. — Негодование в Тольятти росло. Я предупреждал его несколько раз, чтобы он был осторожнее, но он не понимал», — говорил ранее глава «Ростеха».

В итоге громкое сообщение о грядущей отставке Андерссона вызвало широкий резонанс не только в России, но и за рубежом. Так, иностранные менеджеры, хорошо осведомленные о положении дел в автомобильной промышленности России, в интервью изданию Financial Times говорили, что причиной увольнений Бу Андерссона стали его жесткие попытки расчистить коррумпированную и неэффективную цепочку поставщиков.

«Проблема «АвтоВАЗа» состоит не столько в наследии социализма, а в закоренелых преступных структурах», — приводит газета слова иностранного менеджера в неназванной автомобильной компании.

«С советских времен все — от продажи запчастей заводу до продажи автомобилей — было большим пирогом, который контролирует группа людей, с которыми лучше не связываться, — заявил эксперт, который пожелал остаться неизвестным. — Бу Андерссон принял этот вызов.

Он прекратил контракты с некоторыми из основных поставщиков — после того как те оказались неспособны поставлять свою продукцию вовремя и по более низкой цене.

Но поставщики и агенты по продаже автомобилей стали оказывать давление на правительство в Москве, заявляя, что ради социальной стабильности ему стоит прекратить поддержку иностранного генерального директора. При этом до недавнего времени российское правительство поддерживало столь жесткие меры или по крайней мере не пыталось никак препятствовать их внедрению».

«Золотые парашюты» и социальные вопросы

Задолго до того момента, как за Андерссоном закроются двери тольяттинской «Свечки», возник вопрос о возможных суммах, которые он может получить от «АвтоВАЗа». Компенсацию ему будет выплачивать не сама компания, а альянс Renault-Nissan. Об этом «Газете.Ru» заявлял источник, близкий к акционерам автогиганта из Тольятти. По словам собеседника, необходимость выплачивать Андерссону неустойку не стала весомой причиной, по которой совет директоров мог не пойти на досрочные перестановки в руководстве «АвтоВАЗа». «Сумма, которая положена Андерссону в случае снятия его с должности, не астрономическая. При этом сам «АвтоВАЗ» никаких расходов на выплату «золотого парашюта» не понесет — компенсации будет выплачивать альянс», — рассказывал источник.

Между тем эксперты предполагают, что раз швед принял самостоятельное решение об уходе до официального решения, то вовсе может остаться без каких-либо компенсаций и рассчитывать только на выплату заработной платы. Напомним, ранее Андерссон рассказывал, что его ежемесячный оклад составляет $50 тыс. в рублевом эквиваленте.

Отметим, что следом за президентом «АвтоВАЗа» будет переизбран и председатель совета директоров предприятия. Сейчас эту должность занимает руководитель Renault-Nissan Карлос Гон. Предполагается, что в этот раз кресло председателя займет уже представитель «Ростеха». Он должен будет заняться не только взаимодействием с властями, но и возьмет на себя курирование социальных вопросов. Таким образом, получается, что теперь все полномочия не будут сосредоточены в одних руках, как это было при Андерссоне, и на предприятии появится человек, который сможет напрямую влиять на решения о кадровой политике «АвтоВАЗа».

Напомним, что одно из первых интервью российским СМИ после назначения в Тольятти Андерссон дал именно «Газете.Ru».