По данным ряда источников «Газеты.Ru» на российском авторынке, по итогам февраля в стране было продано примерно 110 тыс. новых автомобилей, что на 14% меньше, чем в феврале 2015 года.
Таким образом, рынок демонстрирует отрицательную динамику уже второй месяц в этом году, несмотря на низкую базу. Однако если в январе обвал рынка был на уровне 29%, то сейчас темп падения ощутимо замедлился, что и предрекали ранее эксперты.
В целом в январе-феврале 2016 года было продано около 191,8 тыс. машин — падение авторынка составило около 21% относительно этого же периода предыдущего года.
Официально данные о продажах новых автомобилей в феврале будут представлены комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в четверг, 10 марта.
Марка Lada в феврале по-прежнему осталась лидером продаж с показателем примерно в 18,9 тыс. машин. В минувшем месяце результат тольяттинского автогиганта оказался на 20% ниже, чем в феврале 2015-го.
Hyundai реализовал в феврале 2016 года 10,5 тыс. автомобилей, что на 20,6% меньше, чем за этот же месяц в 2015-м.
У Toyota объемы продаж в прошлом месяце оказались выше, чем в феврале год назад, что также можно объяснить эффектом низкой базы — в феврале 2015-го продажи у бренда рухнули на 40%. Теперь же японская марка реализовала около 7,9 тыс. машин — это +11%.
Остальные крупные автопроизводители так и не вышли в феврале из минуса: Renault — 8,8 тыс. единиц (–3%), Volkswagen — 4,9 тыс. единиц (–15%), Nissan — 7,2 тыс. единиц (–23%), Skoda — 3,8 тыс. единиц (–33%), Mitsubishi — 1,9 тыс. единиц (–42%).
Эффект низкой базы позволил ряду марок показать в прошлом месяце прирост продаж. Так, например, УАЗ реализовал на 31% больше (около 3 тыс. единиц), чем в феврале 2015-го, а Ford – на 144% (около 3,4 тыс. единиц).
Среди премиальных марок традиционно самые высокие показатели оказались у Lexus — продажи на 83% больше, чем в феврале 2015-го (1,4 тыс. единиц).
Исправила крайне низкие январские результаты продаж и Volvo. Так, если в январе в России было реализовано всего 16 автомобилей шведской марки, что было связано с перебоями в поставках, то в феврале продажи Volvo составили около 380 единиц, что на 49% меньше в сравнении с 2015-м.
Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков отмечает, что февральские цифры по авторынку более показательны, чем январские. «Этот результат укладывается в прогноз на первое полугодие — падение на 17%, — поясняет он «Газете.Ru». — Ведь тут стоит учитывать, что в феврале этого года было на один день больше, чем в феврале прошлого. Таким образом, реальное сокращение продаж сейчас составит с учетом этой погрешности уже не 14%, а около 17%».
Высказался аналитик и на тему предстоящей смены руководства «АвтоВАЗа». Он считает, что увольнение Бу Андерссона едва ли повлияет на результаты продаж Lada в текущем году.
«Конечно, маркетинговые шаги нового управленца «АвтоВАЗа» могут положительно сказаться на продажах, но не существенно,
— говорит Рожков. — Нарастить объемы реализации машин в текущей ситуации можно только снизив цены. Но даже «АвтоВАЗ» сейчас пойти на это не может в связи с высокой стоимостью комплектующих».
Цены будут расти
Гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков отмечает, что в настоящий момент на спрос помимо других факторов наибольшее влияние оказывает перманентный рост цен на машины. По словам собеседника, цены на иномарки в среднем выросли уже на 35% относительно того, сколько стоили осенью 2014 года, когда началось массовое подорожание. «И повышение цен неминуемо продолжится в этом году.
Относительно доллара рубль упал за последнее время в два с половиной раза. Так что сейчас автомобили еще дешево стоят относительно того, насколько обесценилась российская валюта»,
— говорит «Газете.Ru» Целиков.
«Февраль четко обозначил основные тенденции, которые наметились еще в прошлом году, — рассказывает «Газете.Ru» директор дилерского центра «Mazda Рольф Химки» Юлия Дытченкова. — Цены продолжают медленно, но неотвратимо расти, все меньше покупателей могут себе позволить приобретение автомобиля за наличные. Спасти положение можно только с помощью доступных автокредитов. Например, в линейке брендов «Рольф» наилучшую динамику демонстрируют помимо премиум-брендов марки массового сегмента, популярные модели которых попадают в программу льготного кредитования».
Напомним, что правительство продлило на 2016 год действие всех программ по поддержке авторынка и даже добавило новые, например, по поддержке экспорта продукции российских автозаводов. Общий объем субсидий на текущий год составит не менее 50 млрд руб. В Минпромторге считают, что за счет господдержки в 2016 году будет продано дополнительно около 600 тыс. автомобилей.
В результате, по последнему прогнозу ведомства, общий объем авторынка не сократится по итогам года, а может даже и вырасти.
Однако, как поясняют эксперты, в условиях экономического кризиса финансовая помощь государства не в состоянии переломить продолжающееся падение спроса на новые автомобили.