«Берут с тех, кто может заплатить»

Совет Федерации утвердил повышение акцизов на топливо с 1 апреля

Анатолий Караваев, Алина Распопова
Валерий Мельников/РИА «Новости»
Госдума и Совет Федерации поддержали закон о повышении акцизов на топливо. В общей сложности правительство до конца года планирует дополнительно заработать на автомобилистах около 90 млрд рублей. В правительстве надеются, что цены на АЗС из-за этого не изменятся, хотя сами участники рынка открыто заявляют о готовности ощутимо поднять цены.

В пятницу Госдума приняла в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс, повышающие ставку акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 апреля. Вслед за этим документ одобрил Совет Федерации. С начала года это уже второе повышение — с 1 января ставки акцизов также ощутимо выросли на все виды топлива.

На бензин 5-го класса ставку акциза предлагается увеличить сразу на треть — с 7,53 тыс. до 10,13 тыс. рублей за тонну,

а в 2017 году с запланированных сейчас 5,83 тыс. до 7,43 тыс. рублей за тонну.

На дизельное топливо и средние дистилляты с 1 апреля акцизы вырастут с 4,15 тыс. до 5,293 тыс. рублей за тонну, а в 2017 году — до 5,093 тыс. рублей (на данный момент запланировано 3,95 тыс. рублей).

Подобный шаг позволит правительству России только в 2016 году получить дополнительно 89,3 млрд рублей.

Примечательно, что авторы поправок уверены, что рост акцизов, скорее всего, не приведет к повышению стоимости топлива на АЗС. «По экспертной оценке, повышение ставок акцизов в условиях снижения мировых цен на нефть не должно оказать существенного влияния на цены на топливо на внутреннем рынке», — говорится в пояснительной записке к принятому законопроекту.

Об этом же в начале февраля заявлял и министр финансов России Антон Силуанов.

«Это не должно привести к росту цен.

Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения», — заявил министр. Впрочем, у самих нефтяников на этот счет несколько иное мнение. Представитель «ЛУКойла» еще 16 февраля рассказал, что случится в случае роста акцизов.

Вице-президент компании Владимир Некрасов заявил, что для сохранения рентабельности розничной сети цены на топливо нужно повысить «хотя бы на 2 рубля». И это при том, что стоимость топлива на АЗС «ЛУКойл» в Москве на данный момент и без того одна их самых высоких.

«Мы продаем на внутреннем рынке 15 млн тонн нефтепродуктов. В связи с повышением акциза с 1 января мы уже потеряли 30 млрд руб. При повышении акцизов с 1 апреля мы потеряем еще 30 млрд руб. В текущем году мы ожидаем экономику розницы, близкой к нулю», — сказал он. Очевидно, что обновить ценники своих АЗС наверняка захотят и другие крупные игроки розничного рынка, стоимость бензина у которых сейчас на 1–2 рубля ниже, чем у «ЛУКойла».

Между тем на этой неделе замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов заявил, что общий рост розничных цен на топливо в 2016 году не должен превысить 10%.

В пятницу замминистра финансов России Максим Орешкин спрогнозировал рост цен по итогам года всего на 5%. Правда, чиновник сделал важную оговорку: этот прогноз действует при цене $30 за баррель.

Между тем ряд депутатов Госдумы выступили категорически против принятого закона, а «Справедливая Россия» предложила отменить для водителей транспортный налог, так как он, по мнению партии, дублирует акциз на топливо. Соответствующий законопроект уже внесен в парламент.

Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша уверен, что повышение акцизов автоматически приведет к повышению цен на бензин. «Минфину нужны деньги, чтобы пополнить бюджет, — говорит Аркуша «Газете.Ru». — Как всегда, берут с тех, кто может заплатить. Вот ты ездишь на машине, значит, можешь. Логика простая. На бензин уже выросли цены в прошлом году на 5–6%, поднимутся они и в этом — чуть ниже уровня инфляции. Инфляция и налоговая нагрузка — вот что в первую очередь толкает цены на всю продукцию.

То, что нефть дешевеет, никак не может влиять на наши цены. В цене литра нефти всего около 7% стоимости нефти, все остальное — это сборы, налоги.

В цене 35 рублей за литр более 22 рублей — это налоги. Налоги растут, растут и цены. Сейчас у нас самая низкая цена на бензин, но если вы хотите, чтобы она падала, то снижайте налоги. Но это вопрос уже не к участникам рынка, а к тем, кто устанавливает правила, — к правительству».

Людмила Дуканич, профессор Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, считает, что увеличение акцизов на бензин и солярку приведет не только к удорожанию этих видов топлива, но и к подорожанию всех товаров, поскольку их потребление связано с доставкой.

«Увеличение акцизов негативно скажется на объеме грузоперевозок, — сказала Дуканич «Газете.Ru». — На его изменение помимо акцизов влияют еще более существенные факторы — динамика объемов производства в промышленном секторе экономики и потребление населением. Под воздействием этих факторов, думаю, объем грузоперевозок, который и так упал в России за последние два года, снизится еще сильнее».