Почти 67 млрд руб. потерял отечественный «АвтоВАЗ» по итогам минувшего года. Выручка компании упала на 8%, до 176,5 млрд руб. Чтобы хоть как-то сократить серьезные производственные издержки, глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон уже перевел работу завода в Тольятти на четырехдневный режим и урезал всем, включая топ-менеджмент, заработную плату на 20%.
Такое положение дел в компании вызвало очередной шквал возмущения и критики. Рабочие уже провели очередной митинг против снижения зарплат и готовят новые акции. Такая тревожная обстановка вокруг завода, несмотря на выпуск новых моделей, интерес к новинкам со стороны президента России и поддержку европейского топ-менеджмента, вновь спровоцировала появление слухов о возможной скорой отставке Андерссона. Хотя его трехлетний контракт истекает только в конце 2016 года. «Газета.Ru» при помощи авторитетных экспертов разбиралась, так ли обоснованы эти предположения и кто мог бы в будущем взять на себя руководство отечественным автогигантом.
Иностранное руководство — более прагматично
Генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков уверен, что на второй срок Андерссон не останется и это решение будет принято совместно с руководством альянса Renault--Nissan.
«Я сомневаюсь, что Андерссон покинет свой пост раньше, чем у него закончится контракт, — предположил Целиков в беседе с «Газетой.Ru». — Это было бы слишком затратно с точки зрения всех положенных ему выплат. А во-вторых, гендиректору Renault и Nissan Карлосу Гону пришлось бы таким образом признать, что были предприняты неверные стратегические шаги. Но в России очень сложно что-либо прогнозировать.
Если сейчас руководство вдруг сменится, то в работе завода возникнет затяжная пауза, его будет «колбасить».
Любому новому руководителю нужно заново налаживать отношения с дилерами, поставщиками, персоналом, создавать свою команду. Конечно, сейчас, после большого количества увольнений, разговоров об оптимизации затрат и митингов рабочих, которые недавно снова прошли в Тольятти, опять идут пересуды, что от предприятия останется одна отвертка».
Говоря о том, какое руководство для «АвтоВАЗа» будет более предпочтительно в дальнейшем — иностранные или отечественные менеджеры, — Целиков пояснил, что все зависит от поставленных задач: «Если курс на интеграцию в мировой автопром, то, конечно, этим должны заниматься иностранцы. А если важнее социальные аспекты, то во главе «АвтоВАЗа» должен быть российский руководитель».
«Андерссон на своем месте»
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов уверен, что Андерссон находится на своем месте и найти ему соответствующую замену в нынешней ситуации было бы непросто.
«Я не вижу смысла в его увольнении, — заявил Беспалов «Газете.Ru». — И нельзя вменять ему в вину нынешнюю ситуацию на «АвтоВАЗе».
При его управлении были существенно сокращены расходы, выросло качество продукции, но на рынке сейчас такое положение, что этих факторов не достаточно.
У завода огромные производственные мощности, и загрузить их полностью не удается.
Пока рынок не пойдет вверх, «АвтоВАЗ» на полную мощность не заработает. Завод испытывает постоянное давление — это издержки на персонал, инфраструктуру, сократить которые в силу разных причин не получается. Даже если будет новый менеджер, ему придется решать те же задачи. Что касается будущего Андерссона, то после истечения его контракта в этом году что-то прогнозировать трудно — если акционеры и он сам захотят, то он продолжит управление заводом, и наоборот».
С мнением в пользу Андерссона согласен младший партнер практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО Центр» Борис Меламед.
«Увольнение Андерссона в настоящий момент абсолютно нецелесообразно, запущена в серию новая модель, успешно прошел старт продаж, — сказал Меламед «Газете.Ru».
— Под его руководством произошло переосмысление бренда с упором на выпуск более конкурентной и качественной продукции.
Прежний менеджмент не смог выпустить ничего похожего на новый модельный ряд. Андерссон же нацелен на дальнейшее развитие и продвижение бренда. В существующих реалиях я не вижу альтернатив — теоретически это мог быть кто-то из успешных топов крупных европейских либо японских автопроизводителей».
В свою очередь аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов считает, что делать выводы о целесообразности замены руководства «АвтоВАЗа» будет более логично после получения промежуточных результатов продаж новых моделей Lada — Vesta и XRay.
Без Андерссона лучше не станет
Глава независимого профсоюза «АвтоВАЗа» Петр Золотарев заявил «Газете.Ru», что ситуация на предприятии лучше не будет, какой бы менеджер ни пришел на предприятие.
«Ведь его собственники — это Карлос Гон, Renault--Nissan и «Ростех» в лице Сергея Чемезова, они и определяют политику «АвтоВАЗа», — говорит Золотарев. — Они дают указания этому менеджеру, а он выполняет поставленные задачи.
И говорить, что во всем виноват Андерссон, неправильно, нельзя допускать манипуляций на эту тему перед выборами. Ведь, к примеру, еще до его прихода Минпромторг рекомендовал оставить на «АвтоВАЗе» не более 55 тыс. сотрудников».
Претензии из-за сокращения зарплат и принятых решений
То, что у Бу Андерссона сейчас действительно есть проблемы, признает гендиректор радио «Страна» Игорь Моржаретто.
«Плохие отношения с коллективом сначала из-за сокращений, а потом и из-за урезания рабочих дней и, как следствие, заработной платы, — говорит Моржаретто «Газете.Ru».
— Он достаточно жестко убирал людей из высшего звена, которые ему не нравились, и обиженных там действительно много.
Есть очень ясная проблема — убыток, который генерирует «АвтоВАЗ». Из-за этого возникают проблемы с акционерами. И сейчас в верхах как раз решается вопрос о том, что же делать с этим убытком. Так, в прошлый раз «Ростех» выдавал беспроцентный заем, сейчас непонятно, кто может взять на себя эти обязанности. Что касается самого Андерссона, то ходили слухи, что его не будут трогать до конца года. Иначе ему придется выплатить огромную неустойку — снимать его сейчас очень дорого».
Один из топовых менеджеров «АвтоВАЗа», который покинул предприятие в прошлом году, напротив, уверен, что именно политика, проводимая Андерссоном, загнала предприятие в нынешнее непростое положение.
«Предприятие, которому мы отдали годы жизни, Андерссон просто угробил, — заявил источник «Газеты.Ru», который пожелал остаться неизвестным. —
За последние полтора-два года он уничтожил предприятие. Ключевой ошибкой стала ситуация с комплектующими — он использовал слишком много иностранных вместо отечественных.
В менеджменте царит полное кумовство, недовольство топов особенно вызывали сотрудники из Чехии. Сейчас нужно уговаривать вернуться назад всю команду, которая ушла после прихода Андерссона: человек со стороны в этом не разберется, а завод находится в критическом состоянии. Иностранцы могут быть только консультантами. Что касается Карлоса Гона, то со своей стороны он, конечно, все сделал правильно — нанес руками такого менеджера ущерб российской экономике».
Что думают на «АвтоВАЗе»
В пресс-службе «АвтоВАЗа» тему возможного увольнения Андерссона комментировать отказались. «Президент продолжает работать», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе. Между тем ранее Карлос Гон говорил «Газете.Ru», что доволен работой Андерссона в России и без него убытки были бы куда выше. При этом потери французского Renault от участия в предприятии выросли в 3,4 раза, до €620 млн.
Позиция властей
В пресс-службе профильного вице-премьера России Аркадия Дворковича обсуждать тему отставки Андерссона наотрез отказались. «Мы это не комментируем», — заявила «Газете.Ru» представитель вице-премьера Алия Самигуллина.
Кто такой Бу Андерссон
Бу Андерссон родился в Швеции в 1955 году, в 1975 году поступил на службу в шведскую армию. Ряды вооруженных сил Андерссон покинул в 1987-м в чине майора. Тогда же началась его карьера в автомобильном бизнесе, он занял должность менеджера в компании Saab.
Андерссон быстро пошел вверх по карьерной лестнице и в 1990 году стал вице-президентом Saab по закупкам. В 1993 году поступил на работу в концерн General Motors на должность исполнительного директора по закупкам электрооборудования и химических товаров. В 1997 году Андерссон был назначен вице-президентом по закупкам в европейском крыле General Motors.
Два года спустя менеджер был переведен в США, где стал отвечать за мировые закупки GM и курировал их вплоть до 2007 года.
В 2009 году глава холдинга «Русские машины» Олег Дерипаска предложил Андерссону возглавить ГАЗ, и швед согласился покинуть GM. Как и в случае прихода Комарова в 2009 году в «АвтоВАЗ», ГАЗ достался Андерссону с убытками — около 10 млрд руб. против 50 млрд у «АвтоВАЗа».
Шведский топ-менеджер полностью сфокусировал работу ГАЗа на выпуске грузовиков и коммерческих автомобилей, тогда как выпуск собственного бренда, знаменитых «Волг», был полностью свернут. Вскоре после назначения швед решился на масштабные сокращения. Сам Андерссон тогда прокомментировал свое решение тем, что на предприятии слишком много бюрократии.
ГАЗ привлек на свои мощности западные компании Volkswagen, Daimler и General Motors, которые стали выпускать легковой транспорт, выйдя в 2013 году на объем около 150 тыс. автомобилей для российского рынка. При Андерссоне ГАЗ сохранил позиции лидера рынка коммерческих автомобилей (с долей рынка около 50%) и крупнейшего производителя автобусов (с рыночной долей около 65%). Сам менеджер за свою работу в Нижнем Новгороде удостоился множества западных наград в области автомобильного бизнеса.
На пост президента «АвтоВАЗа» Андерссон был назначен в конце 2013 года.